Домой Советы родителям Космическая гонка. Лётчики-космонавты ссср Жолобов виталии михайлович

Космическая гонка. Лётчики-космонавты ссср Жолобов виталии михайлович

Один месяц у нас остался до всенародно любимого праздника - Нового года, и я решил обновить серию постов про новогодние открытки на тему космоса, с которых 3,5 года назад и начался сей блог. Тем более и открыток за это время добавилось:-) Кому интересно - оригинал первой части . А ниже - обновленная версия.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос, облетев вокруг Земли на космическом корабле "Восток-1". Но отправной точкой в истории космоса СССР (и всего мира) считается дата 4 октября 1957 года, когда с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты-носителя "Спутник", которая вывела на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

И почти сразу же эта тема отразилась на открытках, печатаемых в Советском Союзе. Моя коллекция открыток небольшая, касается только темы Нового года (выпускаемых отдельно или к другим праздникам - нет), но ее достаточно, чтоб просмотреть тенденции в изображении достижений СССР в области космонавтики.

Итак, краткий список событий, произошедших в конце 50-х - в течение 60-х гг.:

  • 4 октября 1957 — запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1».
  • 3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо — собаку Лайку.
  • 15 мая 1958 — с космодрома Байконур осуществлен пуск облегченной модификации межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, названной «Спутник-3» - первого в мире спутника для проведения научных исследований.
  • 4 января 1959 — станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца.
  • 14 сентября 1959 — станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности, доставив вымпел с гербом СССР.
  • 4 октября 1959 — запущена АМС «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны.
  • 19 августа 1960 — совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» орбитальный полёт совершили собаки Белка и Стрелка.
  • 12 апреля 1961 — совершён первый полёт человека в космос (Ю. Гагарин) на корабле «Восток-1».
  • 12 августа 1962 — совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях «Восток-3» и «Восток-4». Максимальное сближение кораблей составило около 6.5 км.
  • 16 июня 1963 — совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле «Восток-6».
  • 12 октября 1964 — совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль «Восход-1».
  • 18 марта 1965 — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2».
  • 3 февраля 1966 — АМС «Луна-9» совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны.
  • 1 марта 1966 — станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету.
  • 3 апреля 1966 — станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.
  • 30 октября 1967 — произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188» (CCCР).
  • 15 сентября 1968 — первое возвращение космического аппарата («Зонд-5») на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии.
  • 16 января 1969 — произведена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5».
Ну а теперь об открытках.

Самая старая почтовая карточка у меня в коллекции датируется 1957 годом - годом начала космической эры! На ней мальчик "оседлал верхом" спутник:-)

На другой открытке 1957 года Дед Мороз провожает в добрый путь первый спутник и его ракету-носитель:

На открытке 1958 года изображены сразу первых три спутника СССР – «Спутник-1», «Спутник-2» и «Спутник-3» соответственно – и, схематически, их ракета-носитель. Вся страна празднует!

Интересная фотооткрытка 1959 года. Мальчик-космонавт, стоя на «Спутнике-3»:

На открытке 1961 года украинского художника Юрия Козюренко ребята со снеговиком приветствуют Дед Мороза с подарками, а в это время Белка и Стрелка на «Спутнике-5» полетели поздравлять других ребят.

На следующей открытке (1962 год) нарисован Дед Мороз, видимо рассказывающий мальчику о прелестях профессии космонавта и указывающий на ракету:

На блоке с маркой 1963 года изображена новая звезда в космосе - Красная Звезда (на самой марке) и ракета, улетающая из Кремля с первыми лицами государства:-) (в виде печати):

1963 год. Знаменитый советский художник и мультипликатор Владимир Иванович Зарубин (его работы ценятся коллекционерами и коллекционирование открыток Зарубина является самостоятельной темой в филокартии) изобразил мальчика-космонавта, приносящего Новый год в лес, зажигая елки:

Открытка 1964 года сделана интересно. Такая вот полуторная открытка, верх которой открывается, рассказывает нам о Деде Морозе, который принес елку и кучу подарков, среди которых парочка ракет, и о Мальчике-Космонавте, выскакивающим из мешка:-)

Еще одна открытка 1964 года. Здесь завсегдашние Дед Мороз и Снегурочка, а также новый герой новогодних открыток на космическую тематику Мальчик-Космонавт приглашают к себе (или приходят в гости?):

Кто быстрей в 1964 году: ракеты или Дед Мороз, спешащий на «дымковской» тройке доставить матрешку и елку на праздник?

В 1965 году состоялся первый в истории выход человека в открытый космос, и на следующей открытке 1966 года три мальчика уже водят хоровод вокруг елки в космическом пространстве:

Еще одна открытка, и снова тройка:

24 августа 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-11», а 27 августа 1966 станция «Луна-11» выведена на орбиту вокруг Луны. И на открытке этого года Дед Мороз наблюдает в телескоп за полетом станции «Луна-11» и слушает космическое радио (ну, и, конечно, поздравляет всех с Новым годом!)

И вот уже наш космонавт
Пьет с Луной на брудершафт.

Набор открыток "Летчики-космонавты СССР"
Издательство «Плакат». Москва, 1982 г.
А-08632-82 Изд. № 10р-1132. 1223211. Ц. 5 коп.
Т. 360 000 экэ.


Герой Советского Союза

ГАГАРИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ


Член КПСС с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 6- го и 7-го созывов. Почетный член Международной академии по астронавтике и исследованию космического пространства. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске Смоленской области.
12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле-спутнике «Восток»: облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.
27 марта 1968 года погиб при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен на Красной площади в Москве. Имя Гагарина Ю.А. присвоено Краснознаменной ордена Кутузова Военно-воздушной академии в Монино. Его родина - город Гжатск переименован ныне в город Гагарин.
Именем Гагарина Ю.А. назван кратер на обратной стороне Луны и научно-исследовательский корабль АН СССР.


Герой Советского Союза

БЕЛЯЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1949 года.
Родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Вологодской области.
Полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Леоновым А.А. в качестве командира космического корабля «Восход-2». В ходе полета впервые в истории космонавтики выполнен выход космонавта Леонова А. А. из кабины космического корабля в открытый космос.
Впервые осуществлен спуск космического корабля с орбиты с использованием ручной системы управления. Программа полета была выполнена полностью.
Беляев П.И. умер 10 января 1970 года. Именем Беляева П.И. назван научно-исследовательский корабль АН СССР.


Дважды Герой Советского Союза

ШАТАЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1953 года.
Родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Первый полет в космос совершил 14-17 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-4».
В полете впервые были выполнены ручная стыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5» и таким образом создана экспериментальная космическая станция, переход через открытый космос космонавтов Елисеева А.С. и Хрунова Е.В. из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4».
Второй полет в космос совершил 13-18октября 1969 года совместно с Елисеевым А.С. в качестве командира космического корабля «Союз-8». Это был групповой полет трех советских космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8».
Третий полет в космос совершил 23-25 апреля 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-10» совместно с Елисеевым А.С. и Рукавишниковым Н.Н.


Дважды Герой Советского Союза

ЛЕОНОВ АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ

Член КПСС с 1957 года.
Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области.
Первый полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Беляевым П.И. в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2».
Впервые в мире Леонов А. А. вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Кубасовым В.Н. на космическом корабле «Союз-19». Это был первый в мире совместный полет советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон».


Дважды Герой Советского Союза

ФИЛИПЧЕНКО АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации. Член КПСС с 1952 года.
Родился 26 февраля 1928 года в поселке Давыдовка Воронежской области.
Первый полет в космос совершил совместно с
Волковым В.Н.и Горбатко В.В. 12-17 октября 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-7».
Второй полет в космос совершил 2-8 декабря 1974 года совместно с Рукавишниковым Н.Н. в качестве командира космического корабля «Союз-16». Полет выполнялся в плане подготовки к совместному советско- американскому полету по программе ЭПАС. В полете проведены испытания модифицированных систем корабля и дано заключение о возможности их использования при выполнении совместного советско- американского полета.


Герой Советского Союза

ДОБРОВОЛЬСКИЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, подполковник. Член КПСС с 1954 года.
Родился 1 июня 1928 года в городе Одессе. Совершил космический полет 6-30 июня 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-11» и орбитальной станции «Салют» совместно с Волковым В.Н. и Пацаевым В.И.
Космический корабль «Союз-11» успешно состыковался с орбитальной станцией «Салют».
Экипаж через систему внутреннего перехода перешел в первую в мире орбитальную станцию, в ходе полета всесторонне проверил работоспособность ее систем, произвел испытания всего оборудования станции. Программа полета была выполнена полностью. При спуске с орбиты вследствие разгерметизации спускаемого аппарата экипаж погиб. Добровольскому Георгию Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Именем Добровольского Г.Т. назван научно- исследовательский корабль АН СССР.


Герой Советского Союза

ДЕМИН ЛЕВ СТЕПАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер, кандидат технических наук. Член КПСС с 1956 года.
Родился И января 1926 года в Москве. Совершил космический полет 26-28 августа 1974 года совместно с Сарафановым Г.В. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-15».
Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета.



Герой Советского Союза
КИЗИМ ЛЕОНИД ДЕНИСОВИЧ
Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1966 года.
Родился 5 августа 1941 года в городе Красный Лиман Донецкой области.
Космический полет совершил 27 ноября - 10 декабря 1980 года совместно с Макаровым О.Г. и Стрекаловым Г.М. в качестве командира экипажа на корабле «Союз Т-3» и орбитальной станции «Салют-6».
Это был первый испытательный полет корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте.
В ходе полета проведены испытания бортовых систем и элементов конструкции усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-3» в различных режимах полета, выполнен ряд сложных профилактических работ, проведены эксперименты по космическому материаловедению, медико-биологические исследования.
Работа, выполненная космонавтами на станции «Салют-6», открывает новые перспективы в развитии обслуживаемых долговременных орбитальных комплексов и повышении эффективности их использования в интересах науки и народного хозяйства.


Герой Советского Союза

САРАФАНОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1963 года.
Родился I января 1942 года в селе Синенькие Саратовской области.
Совершил космический полет 26-28 августа 1974 года совместно с Деминым Л.С. в качестве командира космического корабля «Союз-15». Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета.
При возвращении на Землю впервые отработаны методы и средства поиска и эвакуации экипажа космического корабля, совершившего посадку в ночных условиях.


Герой Советского Союза

ЖОЛОБОВ ВИТАЛИИ МИХАЙЛОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер.
Член КПСС с 1966 года.
Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка Херсонской области. Космический полет совершил с 6 июля по 24 августа 1976 года совместно с Волыновым Б. В. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5».
За время космического полета получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы
Земли и Солнца. На борту орбитальной станции проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и
технологические операции в условиях невесомости. Проведены исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полета.


Дважды Герой Советского Союза

КЛИМУК ПЕТР ИЛЬИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации.
Член КПСС с 1963 года.
Родился 10 июля 1942 года в деревне Комаровка Брестской области.
Первый полет в космос совершил в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-13» совместно с Лебедевым В.В. 18-26 декабря 1973 года. В полете осуществлены ценные научные наблюдения с помощью системы телескопов «Орион-2».
Второй полет в космос совершил с 24 мая по 26 июля 1975 года совместно с Севастьяновым В.И. в качестве командира космического корабля «Союз-18».
Третий полет в космос выполнил с 27 июня по 5 июля 1978 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Польской Народной Республики Гермашевским Мирославом на корабле «Союз-30» и орбитальной станции «Салют-6».


Дважды Герой Советского Союза

МАКАРОВ ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук. Член КПСС с 1961 года. Родился 6 января 1933 года в поселке Удомля Калининской области.
Первый полет в космос совершил 27-29 сентября 1973 года совместно с Лазаревым В. Г. в качестве бортинженера на космическом корабле «Со юз-12».
Второй полет в космос совершил 10-16 января 1978 года совместно с Джанибековым В.А. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-27».

Третий полет в космос выполнил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года в качестве бортинженера корабля «Союз Т-3» и станции «Салют-6» совместно с командиром экипажа Кизимом Л.Д. и космонавтом-исследователем Стрекаловым Г.М. Это был первый полет корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте.


Дважды Герой Советского Союза

КУБАСОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1968 года.
Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области.
Первый полете космос совершил 11-16 октября 1969 года совместно с Шониным Г.С. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-6».
Полет проходил одновременно с полетом космических кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Леоновым А. А. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-19».
Это был первый в мире международный полет, в котором участвовали советский космический корабль «Союз» и американский корабль «Аполлон».
Третий полет в космос выполнил в качестве командира интернационального экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Венгерской Народной Республики Берталаном Фаркашем с 26 мая по 3 июня 1980 года на космическом комплексе «Союз-36» - «Салют-6».


Дважды Герой Советского Союза

ВОЛЫНОВ БОРИС ВАЛЕНТИНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1958 года.
Родился 18 декабря 1934 года в городе Иркутске. Первый полет в космос совершил 15-18 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-5» совместно с Елисеевым А.С. и Хруновым Е.В. Космонавты Елисеев А.С. и Хрунов Е.В. впервые в мире перешли через открытый космос в корабль «Союз-4», на котором и совершили посадку.
Второй полет в космос совершил с 6 июля по 24 августа 1976 года совместно с Жолобовым В.М. на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5».
За время космического полета получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли.


Дважды Герой Советского Союза

КОМАРОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер. Член КПСС с 1952 года.
Родился 16 марта 1927 года в Москве. Первый полет в космос совершил 12-13 октября 1964 года совместно с Феоктистовым К.П. и Егоровым Б. Б. в качестве командира многоместного космического корабля «Восходо. Второй полет в космос совершил 23-24 апреля 1967 года на космическом корабле «Союз-1». В ходе испытательного полета полностью выполнена программа отработки систем нового корабля, проведены запланированные научные эксперименты.
При возвращении на Землю из-за нерасчетной работы парашютной системы корабль снижался с большой скоростью, что привело к гибели космонавта.
Комарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено второе звание Героя Советского Союза. Именем Комарова В.М. назван научно- исследовательский корабль АН СССР.


Дважды Герой Советского Союза

НИКОЛАЕВ АНДРИЯН ГРИГОРЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1957 года.
Родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Чувашской АССР.
Первый полет в космос совершил 11-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-3». Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полет. Он проходил одновременно с полетом корабля «Восток-4», пилотируемого Поповичем П.Р.
В ходе полета получены ценные сведения, показывающие, какое влияние оказывает состояние невесомости в течение продолжительного времени в одинаковых условиях эксперимента на разные организмы. Второй полет в космос совершил 1-19 июня 1970 года в качестве командира космического корабля «Союз-9» совместно с Севастьяновым В.И.
Это был самый длительный автономный полет пилотируемого корабля типа «Союз».


Дважды Герой Советского Союза

ПОПОВИЧ ПАВЕЛ РОМАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1957 года.
Родился 5 октября 1930 года в поселке Узин Киевской области.
Первый полет в космос совершил 12-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-4». Полет проходил одновременно с полетом корабля «Восток-3».
Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полет.
Второй полет в космос совершил 3-19 июля 1974 года совместно с Артюхиным Ю.П. на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3».
На борту орбитальной станции экипаж провел многочисленные эксперименты и наблюдения, имеющие большое значение для решения многих проблем науки, техники, народного хозяйства.


Дважды Герой Советского Союза

БЫКОВСКИЙ ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник, кандидат технических наук. Член КПСС с 1963 года. Родился 2 августа 1934 года в городе Павловский Посад Московской области. Первый полет в космос совершил 14-19 июня 1963 года на корабле «Восток-5». Полет проходил одновременно с полетом космического корабля «Восток-6», пилотируемого Терешковой В.В.
Второй полет в космос совершил 15-23 сентября 1976 года в качестве командира космического корабля «Союз-22» совместно с Аксеновым В.В.
Третий полет в космос выполнил с 26 августа по 3 сентября 1978 года в качестве командира международного экипажа с космонавтом- исследователем гражданином Германской Демократической Республики Йеном Зигмундом на корабле «Союз-31».


Дважды Герой Советского Союза

БЕРЕГОВОЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук. Член КПСС с 1943 года.
Родился 15апреля 1921 года в селе Федоров ка Полтавской области.
Космический полет совершил 26-30 октября 1968 года на космическом корабле «Союз-3». Во время полета осуществлено многократное маневрирование корабля на орбите и его друкратное сближение с беспилотным космическим кораблем «Союз-2». Проведены ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования корабля «Союз», а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства.


Дважды Герой Советского Союза

ДЖАНИБЕКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1970 года.
Родился 13 мая 1942 года в поселке Искандар Ташкентской области.
Первый космический полет совершил 10-16 января 1978 года совместно с Макаровым О.Г. в качестве командира экипажа космического корабля «Союз-27».
Впервые в истории космонавтики на околоземной орбите был создан пилотируемый научно-исследовательский комплекс, состоящий из орбитальной станции и двух космических кораблей: «Союз-26» и «Союз-27».
Второй космический полет совершил 22-30 марта 1981 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Монгольской Народной Республики Жугдердемидийном Гуррагчей на космическом корабле «Союз-39» и орбитальной станции «Салют-6».


Герой Советского Союза

ТИТОВ ГЕРМАН СТЕПАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук.
Член КПСС с 1961 года.
Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Алтайского края.
При подготовке к выполнению первого в мире полета человека в космическое пространство был дублером космонавта-1 - Гагарина Ю.А. Космический полет совершил 6-7 августа 1961 года на корабле-спутнике «Восток-2».
Это был первый в мире многовитковый полет: за 25 часов 11 минут «Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 703 143 километра.
Полет позволил оценить влияние фактора невесомости на человеческий организм и его работоспособность в течение суточного пребывания в космическом пространстве.


Дважды Герой Советского Союза

РЮМИН ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР. Член КПСС с 1972 года.
Родился 16 августа 1939 года в Комсомольске- на-Амуре.
Космический полет совершил 9-11 октября 1977 года совместно с Коваленком В.В. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-25».
Второй полет в космос совершил с 25 февраля по 19 августа 1979 года совместно с Ляховым В.А. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-32» и орбитальной станции «Салют-6». В ходе полета экипажем выполнен большой объем научно-технических, медико¬биологических экспериментов и исследований. На заключительном этапе полета экипаж осуществил выход в открытый космос. Третий полет в космос выполнил с 9апреля по 11 октября 1980 года в качестве бортинженера космического комплекса «Союз-35» - «Салют-6» совместно с Поповым Л.И.
В ходе 185-суточного полета проведен большой объем различных исследований, экспериментов, а также ремонтно-восстановительных работ.

«Две вещи поражают моё воображение:
звёздное небо над головой
и нравственный закон внутри нас»
И. Кант

Таинственное и неизведанное всегда манило и пленяло человеческий ум и воображение. Апологеты науки говорят, что это свойство ума является всего лишь одним из инстинктов, передаваемых генетически. Для человека религиозного причина тяги к творчеству и исследованию лежит в сфере метафизики; именно это качество открывает возможность человеку стать со-творцом Вседержителя. Третий скажет, что творчество и исследования являются объективными потребностями людей, так как обеспечивают активное преобразование окружающего пространства в соответствии со своими нуждами и желаниями. Мы же считаем, что все эти точки зрения не только не противоречат друг другу, но и взаимодополняют друг друга. Они отражают те грани истины, которые открылись конкретному человеку.

Как бы то ни было, но именно звёздное небо и космос представляли собой одну из наибольших тайн, которую люди пытались познать с самого начала своего существования. Уже первые известные нам цивилизации делали попытки исследовать космос. Но только с изобретением телескопа в 1608 году Иоанном Липперсгейем, человечество получило возможность более обстоятельно заняться исследованием космоса. А экспоненциальное развитие техники и технологий в XX-м веке позволило уже не просто созерцать звёздное небо, но и «дотронуться рукой» до него. Флагманом в этом процессе стал Советский Союз.

В данной статье мы расскажем о становлении космонавтики в СССР.

КОСМОНАВТИКА В СССР

«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением».

С.П. Королёв

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полёта в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полёт в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил природы (смерчей, ураганов). Ближе к XX веку для этих целей в описаниях фантастов уже присутствовали технические средства — воздушные шары, сверхмощные пушки и, наконец, ракетные двигатели и собственно ракеты. Не одно поколение молодых романтиков выросло на произведениях Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Толстого, А. Казанцева, основой которых было описание космических путешествий.

Всё изложенное фантастами будоражило умы учёных. Так, К.Э. Циолковский говорил:

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчёт».

Циолковский и конструктор первой советской жидкостной ракеты ГИРД-09 М.К.Тихонравов

Публикация в начале XX века теоретических работ пионеров космонавтики К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Ю.В. Кондратюка, Р.Х. Годдарда, Г. Гансвиндта, Р. Эно-Пельтри, Г. Оберта, В. Гомана в какой-то мере ограничивала полет фантазии, но в то же время вызвала к жизни новые направления в науке — появились попытки определить, что может дать космонавтика обществу и как она на него влияет.

Надо сказать,что идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому. Когда учёный говорил:

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»

Он не выдвигал альтернативы — либо Земля, либо космос. Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безысходности жизни на Земле. Напротив, он говорил о рациональном преобразовании природы нашей планеты силой разума. Люди, утверждал учёный,

«изменят поверхность Земли, её океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как на самой Земле, которая ещё неопределённо долгое время будет оставаться жилищем человечества».

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В СССР

В СССР начало практических работ по космическим программам связано с именами С.П. Королева и М.К. Тихонравова. В начале 1945 года М.К. Тихонравов организовал группу специалистов РНИИ по разработке проекта пилотируемого высотного ракетного аппарата (кабины с двумя космонавтами) для исследования верхних слоев атмосферы. В группу вошли Н.Г. Чернышев, П.И. Иванов, В.Н. Галковский, Г.М. Москаленко и др. Проект было решено создавать на базе одноступенчатой жидкостной ракеты, рассчитанной для вертикального полета на высоту до 200 км.

Один из запусков в рамках «Проекта ВР-190»

Этот проект (он получил название ВР-190) предусматривал решение следующих задач:

  • исследование условий невесомости в кратковременном свободном полёте человека в герметичной кабине;
  • изучение движения центра масс кабины и её движения около центра масс после отделения от ракеты-носителя;
  • получение данных о верхних слоях атмосферы;
  • проверка работоспособности систем (разделения, спуска, стабилизации, приземления и др.), входящих в конструкцию высотной кабины.

В проекте ВР-190 впервые были предложены следующие решения, нашедшие применение в современных КА:

  • парашютная система спуска, тормозной ракетный двигатель мягкой посадки, система разделения с применением пироболтов;
  • электроконтактная штанга для упредительного зажигания двигателя мягкой посадки, бескатапультная герметичная кабина с системой обеспечения жизнедеятельности;
  • система стабилизации кабины за пределами плотных слоёв атмосферы с применением сопел малой тяги.

В целом проект ВР-190 представлял собой комплекс новых технических решений и концепций, подтверждённых теперь ходом развития отечественной и зарубежной ракетно-космической техники. В 1946 году материалы проекта ВР-190 были доложены М.К. Тихонравовым И.В. Сталину. С 1947 года Тихонравов со своей группой работает над идеей ракетного пакета и в конце 1940-х — начале 1950-х годов показывает возможность получения первой космической скорости и запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ) при помощи разрабатывавшейся в то время в стране ракетной базы. В 1950 — 1953 годах усилия сотрудников группы М.К. Тихонравова были направлены на изучение проблем создания составных ракет-носителей и искусственных спутников.

Развернулись работы по подготовке запуска первого ИСЗ ПС-1. Был создан первый Совет главных конструкторов во главе с С.П. Королёвым, который в дальнейшем и осуществлял руководство космической программой СССР, ставшего мировым лидером в освоении космоса. Созданное под руководством С.П. Королёва ОКБ-1-ЦКБЭМ-НПО «Энергия» стало с начала 1950-х годов центром космической науки и промышленности в СССР.

Космонавтика уникальна тем, что многое предсказанное сначала фантастами, а затем учёными свершилось воистину с космической скоростью. Уже 4 октября 1957 — всего 12 лет после окончания разрушительнейшей Великой Отечественной войны — с комического аэродрома, расположенного в городе Байконур был осуществлён запуск ракеты-носителя под названием Спутник, впоследствии выведенном на околоземную орбиту — он являлся самым первым спутником, сотворённым руками человека и запущенным с Земли. Запуск этой ракеты ознаменовал новую эпоху в развитии космических исследований. Спустя месяц СССР был произведён запуск второго искусственного спутника Земли. При этом уникальная особенность этого спутника заключалась в том, что в него было помещено первое живое существо, выведенное за пределы Земли. На борт спутника поместили собаку по имени Лайка.

Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 года первого человека в космос — Ю.А. Гагарина (http://inance.ru/2015/04/den-cosmonavtiki/). Затем — групповой полёт, выход человека в космос, создание орбитальных станций «Салют», «Мир»… СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пилотируемым программам.Показательной являлась тенденция перехода от запуска одиночных КА,предназначенных для решения в первую очередь военных задач, к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных).

Юрий Гагарин в костюме космонавта

Другие важные достижения космонавтики в СССР

Но кроме таких всемирно известных достижений, чего же ещё достигла советская космическая наука в XX веке?

Начнём с того, что для сообщения ракетам-носителям космических скоростей были разработаны мощные жидкостные ракетные двигатели. В этой области особенно велика заслуга В.П. Глушко. Создание таких двигателей стало возможным благодаря реализации новых научных идей и схем, практически исключающих потери на привод турбонасосных агрегатов. Разработка ракет-носителей и жидкостных ракетных двигателей способствовала развитию термо-, гидро- и газодинамики, теории теплопередачи и прочности, металлургии высокопрочных и жаростойких материалов, химии топлив, измерительной техники, вакуумной и плазменной технологии. Дальнейшее развитие получили твердотопливные и другие типы ракетных двигателей.

В начале 1950-х гг. советские учёные М.В. Келдыш, В.А. Котельников, А.Ю. Ишлинский, Л.И. Седов, Б.В. Раушенбах и др. разработали математические закономерности и навигационно-баллистическое обеспечение космических полётов.

Задачи, которые возникали при подготовке и реализации космических полетов, послужили толчком для интенсивного развития и таких общенаучных дисциплин, как небесная и теоретическая механика. Широкое использование новых математических методов и создание совершенных вычислительных машин позволило решать самые сложные задачи проектирования орбит космических аппаратов и управления ими в процессе полета, и в результате возникла новая научная дисциплина — динамика космического полёта.

Конструкторские бюро, возглавлявшиеся Н.А. Пилюгиным и В.И. Кузнецовым, создали уникальные системы управления ракетно-космической техникой, обладающие высокой надёжностью.

В это же время В.П. Глушко, A.M. Исаев создали передовую в мире школу практического ракетного двигателестроения. А теоретические основы этой школы были заложены ещё в 1930-е гг., на заре отечественного ракетостроения.

Ракета УР-200

Благодаря напряжённому творческому труду конструкторских бюро под руководством В.М. Мясищева, В.Н. Челомея, Д.А. Полухина были выполнены работы по созданию крупногабаритных особо прочных оболочек. Это стало основой создания мощных межконтинентальных ракет УР-200, УР-500, УР-700,а затем и пилотируемых станций «Салют», «Алмаз», «Мир», модулей двадцатитонного класса «Квант», «Кристалл», «Природа», «Спектр», современных модулей для Международной космической станции (МКС) «Заря» и «Звезда», ракет-носителей семейства «Протон».

Большая работа по созданию ракет-носителей на базе баллистических ракет была выполнена в КБ «Южное», возглавлявшимся М.К. Янгелем. Надёжность этих ракет-носителей лёгкого класса не имела в то время аналогов в мировой космонавтике. В этом же КБ под руководством В.Ф. Уткина была создана ракета-носитель среднего класса «Зенит» — представитель второго поколения ракет-носителей.

За четыре десятилетия развития космонавтики в СССР существенно возросли возможности систем управления ракет-носителей и космических аппаратов. Если в 1957 — 1958 гг. при выведении искусственных спутников на орбиту вокруг Земли допускалась ошибка в несколько десятков километров, то к середине 1960-х гг. точность систем управления была уже столь высока, что позволила космическому аппарату, запущенному на Луну, совершить посадку на её поверхности с отклонением от намеченной точки всего на 5 км. Системы управления конструкции Н.А. Пилюгина были одними из лучших в мире.

Большие достижения космонавтики в области космической связи, телевещания, ретрансляции и навигации, переход к высокоскоростным линиям позволили уже в 1965 году передать на Землю фотографии планеты Марс с расстояния, превышающего 200 млн км, а в 1980 году изображение Сатурна было передано на Землю с расстояния около 1,5 млрд км. Научно-производственное объединение прикладной механики, многие годы возглавлявшееся М.Ф. Решетневым, первоначально было создано как филиал ОКБ С.П. Королёва; сегодня это НПО — один из мировых лидеров по разработке космических аппаратов такого назначения.

Произошли качественные изменения и в области пилотируемых полетов. Способность успешно работать вне космического корабля впервые была доказана советскими космонавтами в 1960—1970-х гг., а в 1980—1990-х гг. была продемонстрирована способность человека жить и работать в условиях невесомости в течение года. Во время полётов было проведено также большое число экспериментов — технических, геофизических и астрономических.

В 1967 году в ходе автоматической стыковки двух беспилотных искусственных спутников Земли «Космос-186» и «Космос-188» была решена крупнейшая научно-техническая проблема встречи и стыковки КА в космосе, позволившая в сравнительно короткие сроки создать первую орбитальную станцию (СССР) и выбрать наиболее рациональную схему полета космических кораблей к Луне с высадкой землян на её поверхность.

В целом решение разнообразных задач исследования космоса — от запусков искусственных спутников Земли до запусков межпланетных космических аппаратов и пилотируемых кораблей и станций — дало много бесценной научной информации о Вселенной и планетах Солнечной системы и значительно способствовало техническому прогрессу человечества. Спутники Земли совместно с зондирующими ракетами позволили получить детальные данные об околоземном космическом пространстве. Так, при помощи первых искусственных спутников были обнаружены радиационные пояса, в ходе их исследования было глубже изучено взаимодействие Земли с заряженными частицами, испускаемыми Солнцем. Межпланетные космические полеты помогли нам глубже понять природу многих планетарных явлений — солнечного ветра, солнечных бурь, метеоритных дождей и др.

Космические аппараты, запущенные к Луне, передали снимки её поверхности, сфотографировал и в том числе и её невидимую с Земли сторону с разрешающей способностью, значительно превосходящей возможности земных средств. Были взяты пробы лунного грунта, а также доставлены на лунную поверхность автоматические самоходные аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2».

Луноход-1

Автоматические космические аппараты дали возможность получить дополнительную информацию о форме и гравитационном поле Земли, уточнить тонкие детали формы Земли и ее магнитного поля. Искусственные спутники помогли получить более точные данные о массе, форме и орбите Луны. Массы Венеры и Марса также были уточнены с помощью наблюдений траекторий полетов космических аппаратов.

Большой вклад в развитие передовой техники внесли проектирование, изготовление и эксплуатация очень сложных космических систем. Автоматические космические аппараты, посылаемые к планетам, являются, по сути дела, роботами, управляемыми с Земли посредством радиокоманд. Необходимость разработки надежных систем для решения задач такого рода привела к более совершенному пониманию проблемы анализа и синтеза различных сложных технических систем. Такие системы сегодня находят применение как в космических исследованиях, так и во многих других областях человеческой деятельности. Требования космонавтики обусловили необходимость конструирования комплексных автоматических устройств при жестких ограничениях, вызванных грузоподъемностью ракет-носителей и условиями космического пространства, что явилось дополнительным стимулом для быстрого совершенствования автоматики и микроэлектроники.

Несомненным успехом мировой космонавтики было осуществление программы ЭПАС, заключительный этап которой — запуск и стыковка на орбите космических кораблей «Союз» и «Аполлон» — был осуществлен в июле 1975 года.

Стыковка Союз-Аполлон

Этот полёт ознаменовал собой начало международных программ, которые успешно развивались в последнюю четверть XX века и несомненным успехом которых явились изготовление, запуск и сборка на орбите Международной космической станции. Особое значение приобрела международная кооперация в сфере космических услуг, где лидирующее место принадлежит ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

ПРИЧИНЫ УСПЕХОВ СССР В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Каковыми же были главные причины того, что именно СССР стал флагманом в исследовании и освоении ближнего космоса? Какие особенности советского подхода к развитию космонавтики обеспечили такой прорыв?

Несомненно, на становление и развитие космонавтики в СССР повлиял целый ряд факторов. Это и исторические традиции развития науки и техники, теоретическое наследие более ранних периодов, новаторская деятельность отдельных выдающихся личностей — основоположников РКТ, их способность к научному риску; сочетание необходимого уровня развития теоретической базы и экономических возможностей их практической реализации; достаточный багаж фундаментальных научных исследований, — но все эти факторы не смогли бы так эффективно сработать без участия механизма партийно- хозяйственного управления страны, который принято называть административно-командной системой. В то же время, эта зависимость носит и обратный характер, «система» может поставить задачу, мобилизовать ресурсы, ужесточить политический режим, то есть способствовать или мешать, но не генерировать научную и конструкторскую мысль. Совершенствуя систему образования и предоставляя доступ к нему всем слоям населения, власть только открыла возможность для освоения познавательно-творческого потенциала. Главная задача легла на плечи советских тружеников. И они до поры до времени справлялись с этой задачей достойно. То есть, успех в покорении космоса определялся главным образом не строем, а гением людей.

Хорошо известно, что Советский Союз первым запустил в космос спутник, живое существо и человека. В течение космической гонки, СССР, по мере возможности, стремился обогнать и перегнать Америку.

Одержавший решающую победу во Второй мировой войне, Советский Союз сделал многое для изучения и освоения космоса. Больше того - он стал первым среди всех: в этом вопросе СССР опередил даже сверхдержаву США. Официальное начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда СССР успешно вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, а уже через три с половиной года после его запуска, 12 апреля 1961 года, СССР запустил в космос и первого живого человека. Исторически вышло так, что Советский Союз удерживал первенство в освоении космического пространства ровно 13 лет - с 1957 года по 1969 год. КМ.RU предлагает свой выбор десятки самых важных достижений за этот срок.

1-я удача (первая межконтинентальная баллистическая ракета).

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) Королёв, Келдыш и Тихонравов обратились к правительству СССР с предложением о выведении в космос при помощи ракеты искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу, после чего в 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в этом же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли. И хотя Королев пытался запустить в космос свои первые жидкостные ракеты еще в 30-е годы, все же первой из стран, еще в 1940-х годах приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала нацистская Германия. По иронии судьбы, межконтинентальная ракета создавалась для удара по восточному побережью США. Но у человека - свои плана, а у истории - свои. Этим ракетам не удалось упасть на США, зато навсегда удалось унести человеческий прогресс в реальное космическое пространство.

2-я удача (первый искусственный спутник Земли).

4 октября 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Второй страной, заимевшей искусственный спутник, стали США - это случилось 1 февраля 1958 года («Эксплорер-1»). Следующие страны - Великобритания, Канада и Италия запустили свои первые спутники в 1962-1964 годах (правда на американских ракетоносителях). Третьей страной, независимо выведшей первый спутник, стала Франция - 26 ноября 1965 года («Астерикс»). Позже на своих ракетах-носителях первые спутники запустили Япония (1970), Китай (1970) и Израиль (1988). Первые искусственные спутники Земли многих стран были разработаны и закуплены в СССР, США и Китае.

3-я удача (первое животное-космонавт).

3 ноября 1957 г. запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, - собаку Лайку. «Спутник-2» представлял собой конической формы капсулу 4-метровой высоты, с диаметром основания 2 метра, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

4-я удача (первый искусственный спутник Солнца).

4 января 1959 г. - станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. Ракета-носитель «Восток-Л» вывела на траекторию полёта к Луне аппарат «Луна-1». Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Этим запуск по сути был успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы, а также впервые при помощи бортового магнитометра был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.

5-я удача (первый аппарат на Луне).

14 сентября 1959 г. - станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. Данный аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.

6-я удача (первый человек в космосе).

12 апреля 1961 г. был совершён первый полёт человека в космос на корабле «Восток-1». На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать вверх. До его полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в панике не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему необходимо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В момент приземления после катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что первый космонавт чуть не задохнулся. Второй опасностью для Гагарина могло стать попадание на парашюте в ледяную воду Волги (шел апрель месяц). Но Юрию помогла отличная предполётная подготовка - управляя стропами, он приземлился в 2 км от берега. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда.

7-я удача (первый человек в открытом космосе).

18 марта 1965 г. совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал примерно 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля - 12 минут 9 секунд. По итогам первого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

8-я удача (первый «мост» между двумя планетами).

1 марта 1966 г. 960 кг станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. «Венера-3» летела в паре с «Венерой-2». Им не удалось передать данные о самой планете, однако были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, а также космические радиоизлучения и микрометеоры. Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности другой планеты.

9-я удача (первый эксперимент с живыми растениями и существами).

15 сентября 1968 г. первое возвращение космического аппарата («Зонд-5») на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. «Зонды 1-8» - серия космических аппаратов, запускавшихся в СССР с 1964 по 1970 годы. Программа пилотируемых полётов была свёрнута в связи с проигрышем США так называемой «лунной гонки». Аппараты «Зонд» (а также ряд других под названием «Космос») по советской программе облёта Луны в ходе «лунной гонки» производили отработку техники полётов к Луне с возвращением на Землю после баллистического облёта естественного спутника Земли. Самый последний аппарат в этой серии успешно облетел Луну, сфотографировал Луну и Землю, а также отработал вариант приземления со стороны северного полушария.

10-я удача (первые на Марсе). 27 ноября 1971 г. станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

Вывод на траекторию полёта к Марсу был произведен с промежуточной орбиты искусственного спутника земли последней ступенью ракеты-носителя. Масса аппарата «Марс-2» составляла 4650 килограммов. В орбитальном отсеке аппарата находилась научная аппаратура, предназначенная для измерений в межпланетном пространстве, а также для изучения окрестностей Марса и самой планеты с орбиты искусственного спутника. Спускаемый аппарат «Марс-2» слишком резко вошел в марсианскую атмосферу, из-за чего не успел затормозить на этапе аэродинамического спуска. Аппарат, пройдя сквозь атмосферу планеты, разбился о поверхность Марса в Долине Нанеди в Земле Ксанфа (4°с.ш.; 47°з.д.), впервые в истории достигнув поверхности Марса. На борту «Марса-2» был закреплен вымпел Советского Союза.

Начиная с 1969-71 годов США рьяно подхватывают эстафету освоения космического пространства человеком и делают ряд немаловажных, однако все-таки не столь эпохальных шагов для истории космонавтики.
Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем фронт-проекте «Американцы никогда не летали на Луну!»
Несмотря на то, что СССР продолжал активно осваивать космос и в 1970-х (первый искусственный спутник Венеры в 1975 году и др.), уже начиная с 1981 года и, увы, по сей день лидерство в космонавтике удерживают США. И все же история, похоже, не стоит на месте - с 2000-х годов в космическую гонку активно вступили Китай, Индия и Япония. И, возможно, уже скоро по причине мощного экономического роста первенство в космонавтике перейдет в руки посткоммунистического Китая.

  • 1957 - год начала космической эры, запуска Первого искусственного спутника Земли.
  • 1961 - год первого в истории полёта человека в Космос, начало пилотируемой космонавтики.
  • 1959 - первый искусственный спутник Солнца (станция Луна-1, осуществившая полет Луны на расстоянии 6000 км); первое достижение поверхности Луны, с доставкой вымпелов (станция Луна-2); первые снимки невидимой стороны Луны (станция Луна-3).
  • 1960 - первые в мире живые существа - собаки Белка и Стрелка, побывав в Космосе, возвратились на Землю.
  • 1961 - первый снимок Земли из Космоса вторым космонавтом планеты - Германом Титовым. В этом году также осуществлен первый пуск автоматической межпланетной станции (АМС) в сторону Венеры.
  • 1962 - первый пуск АМС "Марс-1" в сторону Марса. В 1963 г. станция "Марс-1" впервые осуществила пролет Марса. В этом же году совершен первый групповой полет космонавтов на двух кораблях.
  • 1963 - первый полет женщины-космонавта.
  • 1964 - первый полет многоместного космического корабля, первый полет без скафандров.
  • 1965 - первый выход человека в открытый Космос и его свободный полет в космическом пространстве.
  • 1965 - Ракета-носитель УР-500, впоследствии названная "Протон", вывела на орбиту Земли советские тяжелые спутники "Протон-1" и "Протон-2" для изучения космических лучей и взаимодействия с веществом сверхвысоких энергий.
  • 1966 - первый перелет космического аппарата с земли на другую планету: АМС "Венера-3" достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. В этом же году автоматическая станция "Луна-9" первой совершила мягкую посадку на поверхность луны, после чего передала панорамное изображение поверхности Луны. А станция "Луна-10" стала первым спутником Луны.
  • 1967 - первая автоматическая стыковка беспилотных космических кораблей.
  • 1968 - год первого облета Луны космическим кораблем "Зонд-5" с живыми существами (черепахами) на борту, с благополучным возвращением на Землю. В этом и следующем году были также успешно выполнены полеты кораблей "Зонд-6" и "Зонд-7".
  • 1969 - создание первой экспериментальной орбитальной станции: впервые был осуществлен перезод космонавтов с одного корабля на другой.
  • 1970 - год полета на Луну АМС "Луна-16" и "Луна-17", с доставкой на Землю образцов Лунного грунта и исследованиями, выполненными самоходным аппаратом "Луноход-1".
  • 1971-2001 - работа на орбите долговременных орбитальных станций, от первой в мире пилотируемой орбитальной станции "Салют" (запуск РН "Протон" со станцией "Салют" в апреле 1971), до многофункционального орбитального комплекса - легендарной станции "Мир".
  • 1978 - полет первого в истории космонавтики транспортного корабля "Прогресс" с доставкой груза.
  • 1984 - первый выход в открытый Космос женщины-космонавта.
  • 1986 - впервые был выполнен межорбитальный перелет космонавтов с одной орбитальной станции на другую и обратно ("Мир" - "Салют-7" - "Мир").
  • 1987 - успешно осуществлен первый испытательный пуск ракеты-носителя "Энергия". Ввиду высоких технических характеристик машины, некоторые ведущие специалисты по космической технике даже сравнивали этот полет по значимости с запуском Первого искусственного спутника Земли.
  • 1988 - ракета-носитель "Энергия" вывела на орбиту советский МТКК "Буран". Многоразовый корабль "Буран" вперые в мире осуществил автоматическую посадку на Землю. Ракетно-космическая система "Энергия-Буран" на многие годы опередила свое время, а по ряду характеристик значительно превзошла имеющиеся зарубежные средства космической техники.
  • 1995 - завершение рекордного по длительности полета космонавта - 438 суток.
  • 1996 - впервые преодолен 10-летний рубеж постоянной эксплуатации станции "Мир" в непрерывном пилотируемом режиме. Станция действовала на орбите до 2001 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное