Домой Беременность Все о профессии биолога но не учителя. Эссе учителя биологии «Почему я выбрала эту профессию и что удерживает меня в ней? Новонежинская СШ. им. Б. Кенжетаева

Все о профессии биолога но не учителя. Эссе учителя биологии «Почему я выбрала эту профессию и что удерживает меня в ней? Новонежинская СШ. им. Б. Кенжетаева

Исследовательская работа школьников на уроках биологии

Преподавание есть искусство,
а не ремесло – в этом самый корень учительского дела.

Я, Покашникова Мария Владимировна, учитель биологии, работаю в МАОУ СОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи Новгородской области второй год.
Моя мать, Андреева Нина Анатольевна, закончила Боровичский индустриальный техникум, но стала экономистом, а отец, Андреев Владимир Григорьевич, всю свою жизнь посвятил медицине.
В старших классах я прониклась любовью к естественным наукам – биологии и химии, поэтому целенаправленно готовила себя к поступлению в Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого на специальность «Биология».
Мой путь учителя начался не сразу. Первые семь лет после окончания университета я проработала в Национальном парке «Валдайский» научным сотрудником. Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Оценка состояния окружающей среды в насаждениях в зонах промышленных выбросов с помощью растений-индикаторов».
После отпуска по уходу за ребенком жизнь «поставила меня на путь «педмастерства». Профессия учитель уникальна, она очень интересна живым общением с подрастающим поколением. Подготовка к урокам, составление конспектов занимает все твое свободное от работы время.
Талант учителя раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось решить поставленную перед ним проблему. Для решения этой задачи я использую личностно-ориентированный подход: создание благоприятного психологического климата для возможности учащихся реализовать себя, атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга. Именно поэтому на уроках я стараюсь использовать приемы и методы развивающего обучения, которые заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Биология – наука о жизни, в которой все взаимносвязано.
Я активно использую на своих уроках современные педагогические технологии: разноуровневое обучение, развивающее обучение, исследовательские методы в обучении, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Основными принципами разноуровневого обучения являются следующие принципы:
- всеобщая талантливость;
- взаимное превосходство;
- неизбежность перемен.
Чаще всего ученикам с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) или высоким (3-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания.
В качестве примера приведу проверочную работу на 15-20 минут с разноуровневыми заданиями по теме «Отделы растений» (6 класс):
1*Опишите строение мхов на примере кукушкина льна. Перечислите известные виды мхов.
2**Перечислите известные виды мхов Новгородской области. Чем мхи отличаются от водорослей?
3***Почему мхи относят к высшим споровым растениям. Ответ обоснуйте. Назовите известные виды мхов на латинском языке.
Разноуровневый подход – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющее в разноуровневых заданиях на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. Ведь дети все очень разные: одни творческие, другие не очень. Но каждый ребенок должен САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ.
Обучение должно быть направлено на формирование понятий, возникающих и формируемых на основе соответствующих действий, с самого начала связанных с представлениями об условиях их конкретного и практического применения. Обучение должно стать таким, чтобы его развивающий эффект являлся не побочным, а прямым результатом (Концепци построения и организации подростковой школы…, 2003).
В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова может рассматриваться как процесс раскрытия ведущих биологических понятий на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение на уроках учебных задач.
Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нем интересного?
Как углекислый газ проникает в лист? Обоснуйте планитарное значение фотосинтеза как процесса, способствовавшего созданию условий для выхода растений на сушу (Воронина, 2013).
За семь лет работы в особо охраняемой природной территории мне близки методы исследовательского обучения в биологии. Биология изучает живые системы с помощью различных методов. Вместе с учащимися, изучая объекты живой природы, я поняла: ЧТОБЫ ЗНАНИЕ СТАЛО ВАЖНЫМ ДЛЯ УЧЕНИКА, ОН ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ЕГО СОЗИДАНИИ.

Я стараюсь при обучении опираться на методы проблемного изложения материала, организовать частично-поисковую деятельность учащихся, целенаправленно провожу обучение исследовательской деятельности через учебную работу.
Начала с изучения отдельных ступеней исследовательской деятельности учащихся:
1. Постановка проблемы;
2. Определение темы исследования;
3. Формулировка целей исследования;
4. Догадка; выдвижение гипотезы;
5. Проверка гипотезы, выбор метода;
6. Анализ данных (интерпретация);
7. Оформление результатов;
8. Вывод.
Приведу несколько примеров создания проблемной ситуации.
При изучении в 5 классе темы: «Внутреннее строение листа», спрашиваю: «Как вы думаете, почему распределение устьиц на верхней и нижней сторонах листовой пластинки зависит от условий обитания растений?» Высказываются, что концентрация кислорода в воздухе несколько раз выше, чем в воде, и листовой пластинке выгоднее переместить на верхнюю сторону, чем кислород, растворенный в воде. Проблемный вопрос возникает и на следующий вопрос: «А как же дышат полностью погруженные в воду растения?».
Далее наступает этап выдвижения гипотез. Каждому хочется высказать свою точку зрения. При разнообразии возможных гипотез моя задача отобрать наиболее правильную.
Наступает этап исследования гипотезы. Очень ценно, когда учащиеся сами предлагают пути поиска ответа. В данном случае ребята предложили узнать, а есть ли вообще устьица у этих растений, то есть проверить лабораторным путем.
После того, как под микроскопом проведено исследование эпидермиса листа, прошу сравнить то, что получилось с выдвинутой гипотезой. Прошу записать результат в виде краткого ответа.
5 класс. Тема: "Химический состав растительной клетки".
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические.
Неорганические вещества - это вода и минеральные соли. Вы, наверняка, слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
Опыт № 1. Прокаливание семян.
В пробирку положим сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
Опыт № 2. Взвешивание.
Я заранее взяла 2 листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила.
Как вы думаете, зачем?
Учащиеся предположили, чтобы испарилась вода из клеток.
Теперь проверим наше предположение: взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. Результаты запишем в тетрадь.
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. К этим веществам относятся белки, жиры, углеводы.
Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических?
Спор разрешит опыт.
Давайте вспомним, сколько весил сухой лист. Теперь сожжем его, а потом взвесим то, что осталось после горения, то есть золу. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы примерно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
6 класс. Тема: "Лишайники".
Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
Ответ учеников - присутствие лишайников на деревьях указывает на экологически чистую среду.
Пояснения учителя - это «часовые загрязнения», в городах этих организмов не встретишь, так как они накапливают тяжелые металлы и сернистый ангидрид, из-за чего процесс фотосинтеза нарушается. Тем не менее лишайник способен выжить в таких условиях среды, которые гибельны для всех других растений. Воду они могут поглощать даже из тумана. При неблагоприятных условиях водоросли, входящие в состав лишайников, как бы консервируются. В частности, они останавливают свою работу при засухе и воздействии экстремальных температур, причем на длительное время.
7 класс. Тема: "Бактерии".
Проблема: важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями?
Ответ учеников - да, так как бактерии встречаются повсюду.
Пояснения учителя - в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
7 класс. Тема: "Бактерии".
Молоко скисает под влиянием молочнокислых бактерий. Издавна крестьяне для хранения молока опускали в него лягушек. Как вы думаете, на чем основан такой способ хранения молока?
Ответ: молоко с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие размножение) вещества. Они и мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.
Проблемные вопросы, которые я ставлю на уроках биологии, заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся, а внимание активизирует мышление. Всё это развивает у учащихся память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания. Дает возможность овладеть ими и уверенно применять на практике. Особое внимание при этом я обращаю на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу.
Проблемное изложение требует от учителя не только свободного владения учебным материалом, но и знаний о том, какими путями шла наука, открывая свои истины. Например, при изучении темы «Углеводы» я ставлю такой проблемный вопрос: «Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус?».
В жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать. Используя средства массовой информации, я учу ребят видеть проблемы или противоречия. Например, в средствах массовой информации, по всем каналам телевидения постоянно транслируется огромное количество роликов, призывающих нас пить вкусные газированные напитки. Нас зазывают шипящими, манящими звуками, красивой этикеткой, так же показывают, что не одна встреча друзей не обходится без этих освежающих напитков. И действительно, в жаркий знойный день нам так хочется купить бутылочку «Колы».
Но, изучив более детально состав сладких прохладительных напитков, дети узнают, что в их состав входят углекислый газ, сахар, красители и ароматизаторы, кофеин, консерванты.
Постепенно вырисовывается проблема: как же быть?
При проблемном изложении материала я, как учитель руковожу мыслительным процессом учащихся, ставлю вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления и заставляют задуматься. Прежде чем я дам ответ на поставленный вопрос, ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и своими выводами.
В том случае, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а так же умением выдвигать гипотезы, я использую метод самостоятельной поисковой исследовательской деятельности учащихся – высшую форму самостоятельной деятельности. Без отработки первых двух методов перейти к этому нельзя.
Особенностями учебного исследования является то, что истина, которую ребята открывают в ходе решения учебной проблемы, в науке уже известна. Для учащихся эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели.
При исследовательском методе обучения познавательная деятельность школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности учёного, открывающего новые научные истины. Таким образом, использование исследовательского метода обучения, как одного из самых эффективных способов организации проблемного обучения позволяет добиваться наиболее высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся.
Итогом моего обучения в этом году стала работа, выполненная учащейся 11М класса Петровой Викторией, обучающейся МАОУ СОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи: «Реакция листа Acer platanoides L. на загрязнение окружающей среды». Работа заняла 2 место в областном детском экологическом форуме "Зеленая планета" в номинации "Экология воздушного бассейна", который проводился в ноябре 2014 года. Итоги конкурса доступны для свободного ознакомления на страницах сайта ОАОУ "Новгородский институт развития образования", а также я продолжаю систематизировать дидактический материал проблемного характера по теме «Экология», который я использую при подготовке и проведении своих уроков.

Профессия учителя с раннего детства привлекала меня. Любимой игрой моего детства была игра в школу. Помню, школьной доской у меня была дверка от шифоньера. Моими учениками были младшие брат и сестра.

В школу я пошла с большим энтузиазмом. Время пролетело быстро, и настал период профессионального самоопределения. Я без сомнений знала, кем я хочу быть - учителем биологии. Но время было сложное, годы перестройки. Мне пришлось сразу после школьной скамьи поступить на заочное обучение вКар ГУ им. Е. А. Букетова на специальность биология и устроиться на работу учителем биологии в малокомплектную школу. Теперь моя жизнь стала измеряться не годами, а звонками, то зовущими на урок, то провожающими во взрослую жизнь, поурочными планами, волнениями, радостями за своих учеников. Я ни разу не пожалела, что стала учителем и вот уже четырнадцать лет работаю в школе.

Я люблю свой предмет, мне интересно готовиться к своим урокам, находить новые методы и внедрять новые технологии. Внедрение в образовательную систему компьютеров и ИКТ позволило привлечь внимание учащихся, сделать уроки живыми, интересными.

С 2010 учебного года провожу уроки в оборудованном современном кабинете биологии. Использование интерактивной доски на уроке дает мне возможность увлечь школьников интересным материалом, но и мне, как учителю по-новому взглянуть на свой предмет. С помощью интерактивной доски гораздо легче проводить нестандартные уроки, такие как семинар, круглый стол и многие другие. Мною собраны самые разнообразные презентации по программе биологии в 6-11 классах, разработаны и апробируются система уроков с использованием интерактивной доски. В нашей школе обеспечен стабильный Интернет, что позволяет использовать в своей работе разнообразные цифровые ресурсы для создания уроков биологии с помощью интерактивной доски, а также виртуальной лаборатории.

В результате, работа с интерактивной доской дает возможность учащимся: быстро воспринимать информацию, снижает тревожность учащихся при работе у доски, стимулирует школьников к групповым дискуссиям и обсуждениям, коллективному решению учебных проблем. А также активизируется проверка знаний, формируется обратная связь «учитель-ученик», стимулируется рациональное использование учебного времени, создается база методических и дидактических материалов, уроки стают живыми и привлекательными. Результативность использования - в положительных изменениях в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала.

Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему.

Учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Я постоянноповышаю свой профессиональный уровень. Повышаю своё мастерство, обучаясь на курсах. Активно участвую в профессиональных конкурсах, в педагогических конференциях, семинарах, мастер-классах.

Любой путь бывает не прост, в моей работе тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогает постоянная работа по самосовершенствованию, способности и оптимизм. Учителю необходимо следить постоянно за своим внутренним душевным состоянием. И этот ресурс мне дает моя семья.

А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. И я ею наслаждаюсь, обладая великой силой - владеть сердцами своих учеников!

Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Черноморова А.В.
учитель биологии и химии
МОУ "Вечерняя (сменная) ОШ"
г.Константиновска

2009 г.
Да здравствуют профессионалы во всех областях жизни и, в первую очередь, - в медицине и в педагогике. Физическое состояние тела и внутреннее состояние души - вот они те сферы, властвовать над которыми должны виртуозы.

«Трудно живётся и будет ещё труднее тем людям, которые не научились делать выбор», - пишет Анатолий Гин, автор книги «Приёмы педагогической техники».

Свой выбор - быть учителем - сделала я легко. Сейчас пытаюсь объяснить для себя, вспомнить, почему я выбрала этот нелёгкий путь. Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим - в то время ещё небольшим - богатством с соседскими мальчишками и девчонками. Моей тяге «играть в учителя», проводя «уроки» с детьми соседей, никто не препятствовал. Позже я без колебаний выбрала ту область науки, которая открывала передо мной тайны мироздания, самая восхитительная из которых - жизнь. Я не просто любитель биологии, я учитель, призванный научить жить.

Совсем недавно в одной из книг мне довелось прочитать о том, что часто учителями становятся инфантильные молодые люди, не желающие расстаться со школой и привычной учебной деятельностью, особенно если эта деятельность была успешной. Там же было сказано, что в этой профессии часто оказываются деспотичные люди, самоутверждающиеся за счёт власти над учениками. Как же больно было читать подобное о людях своей любимой профессии!

А вот Т. Шаш, американский психиатр, сказал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». К сказанному им присоединяюсь. По опыту знаю, что за свой авторитет, за моральное право быть наставником молодых, пользоваться их неограниченным доверием учитель платит большую цену: его сердце должно воспринять и вместить проблемы учеников как свои собственные, «болеть» о благополучии чужих детей как своих, родных. Я убеждена: от учителя, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит, интересен он ребёнку или его просто терпят.

Действительно, учитель воздействует на обучаемых манерой говорить, держать себя, одеваться, спорить, смеяться - короче говоря, «всеми приметами своей неповторимой личности». Но не будем наивны, не надо думать, а точнее - делать вид, будто сосуществующие в человеке отрицательные черты и свойства не оказывают своего антивоспитывающего воздействия. Если самокритичность не способна повредить решительно никому на свете, то учителю она необходима больше, чем любому другому, «… его свет, подобно свету дворцовой лампы, множится зеркалами - лицами его учеников!»

Любить самокритику противоестественно. Однако держать на вооружении - обязанность всякого, кто хочет по совести служить детям.

Истинная педагогика требует от нас самоусовершенствования, а личный пример учителя - вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире.

Каким же хотят видеть учителя учащиеся? Изучая их запросы и профессиональную литературу, я поняла, что они желают видеть в каждом из нас человека с выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с ними, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией, выразительностью в процессе общения. Им необходим учитель с эмоциональной пластичностью, высоким самоконтролем над эмоциями и поведением, и в то же время с интуитивностью восприятия действительности, артистичностью.

Моя педагогическая практика помогла сформулировать основные положения моей профессиональной философии:

Достижение партнёрского типа взаимоотношений между учителем и учениками в учебном процессе;

Осуществление учения через процесс диалога учителя и ученика (обсуждение совпадающих и несовпадающих позиций), способствующий рождению и развитию общей мысли;

Создание творческих ситуаций для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания;

Создание атмосферы конструктивного сотрудничества, с учётом всех оттенков, тонкостей человеческих отношений.

Суть изложенного можно передать ёмкими словами восточной мудрости: «Покажи мне, и я увижу; расскажи мне, и я услышу; вовлеки меня, и я научусь».

Я глубоко убеждена в том, что успех - это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Он приходит к тому, кто не приспосабливается к ситуации, не плывёт по течению бурных жизненных вод, а пытается предусмотреть повороты событий, всегда готов подумать, что выйдет из этого, что из того. А если случаются ошибки и неудачи, то достойно выходит из положения, непременно учитывает в дальнейшем свои промахи, чтобы в будущем их не допустить.

Себя я считаю успешным человеком. К своему успеху иду не по головам коллег, не манипулированием друзьями и близкими. У меня другой путь. Во-первых, я люблю свою работу и людей, с которыми работаю. Во-вторых, не позволяю обиде руководить моими действиями.

Мы, учителя, обязаны учить культуре. Самой подлинной, самой утончённой. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь - учись… Быть культурным - это не значит накопить в процессе образования запас цифр, имён, дат - словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого - мало. Быть культурным - значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях. Роль воспитанности при этом, пожалуй, не меньше, чем роль образованности.

Обучая биологии и химии, всегда помню и о том, что я, прежде всего, воспитатель, а значит в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути. Ибо «… учитель - это творец, это первый сеятель добра и справедливости». В своей работе я стремлюсь сформировать у учеников представление о счастье, долге, смысле жизни, а также интересы, взгляды, убеждения, которые станут основой поведения в обществе, готовлю их к тому, чтобы в дальнейшей жизни они смогли пережить славу (если она придёт), а также неудачу и беду (если уж они случатся). Часто обращаюсь к любимой сказке выдающегося бельгийского драматурга Мориса Метерлинка - «Синяя птица». Именно словами пьесы я рассказываю своим ученикам об истинных Блаженствах (с заглавной буквы слово написано в тексте) жизни:

Блаженстве чувствовать себя здоровым;

Блаженстве любить своих родителей;

Блаженстве глядеть на голубое небо;

Блаженстве невинных мыслей.

Этот мудрый писатель и его сказка помогают мне объяснять, в чём заключаются настоящие, Великие Радости жизни:

Радость Материнской (Отцовской) любви;

Радость быть справедливым и добрым;

Радость мыслить и понимать;

Радость завершённой работы;

Радость созерцать прекрасное;

Радость любить.

Мною составлен личный нравственный кодекс, приоритетные законы которого в общении с учащимися я сформулировала так:

Самый верный друг и самый строгий судья - совесть;

Слукавишь раз - лишишься доверия;

Влюблённость в Истину - обязательна!

Ребёнок - личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации.

Я часто перечитываю любопытное письмо А.П.Чехова брату Николаю. В этом письме, в частности, изложены интересные взгляды писателя на воспитание и воспитанность. Вот такие главные черты он называет: воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. «Они сострадательны не к одним лишь нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом». Но это не всё. «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются…» И Чехов продолжает: «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Они не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Они воспитывают в себе эстетику…». Убедительнее сказать трудно.

Чтобы соответствовать духу времени, на данный момент, я стараюсь воспитывать в себе такие личностные качества: твёрдая уверенность в себе и своих силах, адекватность восприятия себя и действительности, внутренняя самодисциплина. Мои советчики при этом - любимые философы, педагоги, писатели. Часто цитирую своим воспитанникам (с последующим обсуждением) слова великого писателя современности - А.И.Солженицына, сказанные им во время выступления при получении Нобелевской премии в области литературы: «Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня».

Насколько возможно доверять ученикам? То, что в них нужно верить, - это прописная истина. А хочу я сказать вот что: не слова рождают доверие человека к человеку, то есть и слова, конечно, тоже, но прежде всего - поступки, действия. Это справедливо в отношениях учителя и ученика, вообще - людей. Повышая меру доверия ученику, учитель рискует. Возможное ли это дело - исключить риск, свести его до полного нуля, застраховать себя от всякой неожиданности? Риск в нашей жизни - неизбежность. И весь вопрос в том, какую долю вероятного успеха считать разумной, какую - допустимой, какую - крайней, вынужденной. Иными словами, без риска - не проживёшь.

Но потому успехов и результатов мы вправе ожидать, что едва ли существует более действенный стимулятор для молодой души, для юного сердца, чем доверие. Нужно разумно рисковать, и наша смелость окупится сторицей, и уважение к нам возрастёт во много крат.

Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила, методы воспитания и развития ребёнка… И всё это в быстро меняющемся мире.

И ещё о наболевшем. Юристы придумали: незнание законов не освобождает от ответственности. Хочется добавить: незнание законов химии не освобождает от ответственности за отравление рек. Незнание законов физики не освобождает от ответственности за чернобыли. Незнание законов биосферы не освобождает от ответственности за экологические катастрофы. Незнание опасно, а значит знание обязательно. «Труд учителя нелёгок, но подобно свету далёкой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает долгие годы. Учитель формирует человека. Учителя формируют поколения» - утверждает писатель-публицист Инга Преловская. Её слова очень точно характеризуют ответственную роль учителя перед обществом.

Отношение общества к профессии «учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена:

Когда умирает эпоха В бесправье и вечной тщете,

Мы все - до последнего вздоха -

Повинны в её пустоте.

Коренные вопросы нации «Кто в этом виноват?» и «Что делать?» надо ставить и решать без промедления. Государство вряд ли сможет быстро и легко решить эту сложную проблему. Но государство может и должно вкладывать в образование - это очевидно. А пока что делать учителю? Хочется сформулировать ответ лирическим и возвышенным слогом, ибо говорить об этом бесстрастно, рассудочно, без волнения я не могу: «Распахнуть душу детям! Гореть огнём жертвенной любви к ним! Продолжать нелёгкую битву за душу юного человека!» Только тогда известные слова классика русской поэзии обретут утраченный смысл:

… учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

Эссе учителя биологии


У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго и настойчиво выбирала меня?». Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось отвечать на подобный вопрос: «Кем вы хотели быть в детстве?». И действительно, у ребенка ещё в раннем детстве проявляются симпатии и склонности к определенной профессиональной деятельности. Если я сама сейчас задам себе данный вопрос, то с полной уверенностью скажу, что профессия учителя меня всегда привлекала, и я стремилась стать «скульптором» детских умов. Конечно, возникает вопрос о том, что же побудило меня выбрать данный род деятельности и посвятить себя детям. В том, что я стала преподавателем, большую роль сыграли мои учителя (Скобелева Любовь Павловна, Онекиенко Мария Ивановна, Крамар Вера Ефремовна, Мельман Галина Петровна) и классный руководитель – Полищук Валентина Александровна. Именно эти Люди (с большой буквы), благодаря своему педагогическому таланту научили меня разбираться в азах этого сложного предмета - обучение и воспитание молодого поколения. Что может быть сложней, важней и интересней этого вида деятельности? Это определило мой жизненный путь - и я учитель биологии, заместитель директора по научно-методической работе в МКОУ «Русскополянская гимназия №1». В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.
Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны, талантливы и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Я думаю, вряд ли кто из учителей поспорит с этим.
Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Мой предмет, биология, благодатный материал для этого. Ничего не может быть интереснее, важнее, совершеннее, чем Живой организм, в котором все взаимосвязано, подчинено общим законам. Именно это изучает биология.
Сейчас думаю, как мне повезло! Свежесть радости открытий – вот что такое для меня и моих учеников школа. Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад. Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии

Эссе учителя химии и биологии

Шавалиевой Рафиды Рашитовны

МБОУ «Шадчинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель! Знай и верь, что ты

самый необходимый человек

на земле.

М.Горький

38 лет. Много это или мало? Я задаю себе этот вопрос и не знаю ответа.

Анализируя, невольно думается, все ли удалось, всего ли достигла, о чем мечтала.

Нельзя сказать, что я с детства мечтала быть учителем. Мне нравились в школе многие предметы. Любила историю, химию, физику и географию, и, конечно, биологию.

Прошли годы, и я стала учителем биологии в школе. И вот уже 38-й год каждый день я преступаю порог школы, где я сама училась.

Я стремлюсь всегда донести детям на уроках биологии и химии важность и значимость этого предмета в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом.

Общепризнано: учитель до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учится.

Человек учится всю жизнь – это правда и неоспоримо. При таком подходе к обучению сохраняется его структура: на первый план выходят методы и приемы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть и решать проблемы, поиск задачи формулирующей гипотезу, умение искать средства для ее решения и коррекции.

45 минут урока, и за этот отрезок времени я должна научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. Никакая домашняя работа не компенсирует мои промахи и ошибки. И если слабый ученик на уроке отвечает, если у него загораются глаза от похвалы, для меня это лучший показатель того, что я все делаю правильно. Именно поэтому строю свою работу так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное.

Цель моей профессиональной деятельности - создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся, воспитание в них любви к людям, нетерпимости к неправде.

Учительская профессия немыслима без постоянного творческого поиска, саморазвития и самосовершенствования. Ощущение внутренней неудовлетворенности не позволяет останавливаться на достигнутом, побуждает осваивать новые методики и технологии.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Каждые 3-5 лет объём информации, которой владеет человечество, удваивается. Чтобы добиться успехов, в нём нужно уметь ориентироваться. Наш выпускник будет жить в более сложных условиях, чем мы старшее поколение, поэтому он должен научиться делать выбор, принимать решения, анализировать. И всё это по своей инициативе и под свою ответственность. Всё это требует новых подходов к организации обучения, усиления внимания к личности, её потребностям, возможностям, особенностям.

Анализируя свою педагогическую деятельность, могу сказать: «Трудно работать с детьми, которые не хотят и не стремятся понять учителя. Легко - когда преодолевая трудности вместе со своим учеником, получаешь от работы удовлетворение». Часто своим ученикам привожу пословицу: «Терпение и труд всё перетрут». Как приятно бывает когда, через какое-то время, встретив своего бывшего ученика, услышать слова благодарности, чётко понимая, что и мой труд принёс какой – то результат.

В своей педагогическую деятельность, сегодня отдаю предпочтение информационным технологиям, так как считаю, что в обучении им должна отводится важная роль.

Использование на уроках информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения биологии, то есть обучение во взаимодействии.

Однако, отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики.

И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика.

Человек становится учителем не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании.

Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.

А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

А завтра будет новый школьный день.

Новое на сайте

>

Самое популярное