Домой Обучение Упражнения для обучения плаванию детей дошкольного возраста. Обучение плаванию детей дошкольного возраста материал на тему. Упражнения для старших дошкольников

Упражнения для обучения плаванию детей дошкольного возраста. Обучение плаванию детей дошкольного возраста материал на тему. Упражнения для старших дошкольников

]

При организации и проведении начального обучения детей спортивному плаванию необходимо всегда учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма. Методика начального обучения спортивному плаванию взрослых и детей не имеет особо принципиальных различий. Но несмотря на это, преподаватель плавания, занимающийся с детьми, должен применять методические приемы сообразно с возрастными особенностями и возможностями детей.

Метод показа и объяснения особенно широко используется при обучении плаванию детей. В занятиях с детьми младшего возраста показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением. Занимаясь с детьми среднего и старшего возраста, нужно объяснять полнее и глубже, используя при этом фотографии и другие наглядные пособия. Необходимо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к показу. Поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным. От качества показа во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и спортивное будущее учеников.

Метод упражнений также используется в занятиях с детьми всех возрастов. Для обучения плаванию детей также применяется метод раздельного и целостного изучения техники плавания, однако количество повторений для детей младшего возраста должно быть меньше, так как им нужны более продолжительные и частые паузы для отдыха. При этом необходимо предлагать различные варианты упражнений, так как однообразные упражнения утомляют психику детей, у них ослабевает интерес к ним, что приводит к неряшливому их выполнению.

Дети среднего и старшего возраста большинство учебных плавательных упражнений могут с успехом выполнять без поддерживающих средств, в то время как дети младшего возраста в начальной стадии обучения большую часть упражнений могут выполнять только с помощью поддерживающих средств или при поддержке и непосредственной помощи преподавателя. Во время исполнения упражнений не следует допускать того, чтобы дети неряшливо или неверно выполняли технику плавательных движений. После того как дети овладеют техникой плавания в общей, грубой форме, необходимо повседневно совершенствовать и оттачивать каждое плавательное движение в процессе выполнения упражнения.

Дети 5 - 6-летнего возраста, как правило, не умеют плавать, и многие из них не могут решиться самостоятельно войти в воду и тем более выполнить даже простое упражнение. При попытках плавать самостоятельно на резиновых плавательных кругах они начинают применять движения ногами и руками, сходные с движениями при ходьбе, поднимая при этом голову высоко над водой. В результате этого ноги глубоко погружаются в воду, тело принимает почти вертикальное положение, и продвижение в воде становится почти невозможным.

Дети дошкольного возраста плохо воспроизводят движения, показанные им в воде, и слабо понимают словесное объяснение. Упражнения или отдельные плавательные движения они делают с большим трудом. В этот период обучения они особо нуждаются в непосредственной помощи и моральной поддержке преподавателя. Поэтому до тех пор, пока дети не научатся самостоятельно и уверенно входить в воду и выполнять плавательные упражнения, преподаватели должны быть особенно внимательны. Они должны ободрять их своим непосредственным присутствием и помогать им правильно выполнять плавательные движения ногами и руками. При этом желательно, чтобы преподаватель был в воде вместе с детьми.

Прежде чем приступить к изучению техники спортивного плавания, необходимо применить комплекс специальных подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой.

Эти упражнения значительно отличаются от подготовительных упражнений, выполняемых при начальном обучении взрослых и детей среднего и старшего возраста. Подготовительные упражнения по освоению с водой для детей дошкольного возраста выполняются в определенной последовательности.

1. Окунать ребенка в воду (вначале по грудь, затем до плечевого пояса и после этого с головой), держа его на руках и погружаясь вместе с ним в воду. При этом необходимо обучать ребенка задерживать дыхание на вдохе во время погружения под воду.

2. Выполнять то же, держа ребенка руками, но не погружаясь в воду.

3. Плавать брассом на груди или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, который держится за плечи преподавателя и находится у него за спиной.

4. Плавать на спине или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, лежащим на груди, держа его за руки, и с лежащим на спине, держа его за подмышечные впадины или поддерживая за голову.

5. Приучить детей принимать и сохранять горизонтальное положение (на груди и на спине) при помощи преподавателя, который их поддерживает: под спину и живот; за руки, прижатые к туловищу; за туловище в области поясницы; за трусы, при различных положениях рук: а) прижаты к туловищу, б) вытянуты вперед, в) одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу, г) ладони прижаты к затылку, локти развернуты в стороны (только в положении на спине).

Эти упражнения выполняются вначале на месте, а затем с перемещением преподавателя по дну.

6. Научить детей сохранять горизонтальное положение на воде (на груди и на спине, с различным положением рук) в скольжении от одного преподавателя к другому от преподавателя к бортику и от бортика к преподавателю, используя скорость скольжения, сообщенную преподавателем (легкое подталкивание) или полученную ребенком за счет отталкивания ногами от борта. Упражнения выполняются с постепенным увеличением расстояния между преподавателями и преподавателем и бортиком бассейна.

Упражнения 3, 4, 5 и 6 проводятся вначале без движений, а затем с движениями ногами кролем на груди и на спине, которые изучаются в процессе освоения подготовительных упражнений. Упражнения 5 и 6 в положении на груди выполняются с задержкой дыхания на вдохе, а в положении на спине с произвольным дыханием.

Детей младшего возраста следует вначале обучать способу плавания кроль на спине, так как при плавании на груди они не могут быстро освоить ритмичное дыхание. При плавании же на спине в начальной стадии обучения вполне допустимы некоторые нарушения в ритме дыхания.

Технику плавательных движений и их согласование следует изучать в такой последовательности:

  • изучение движений ногами способами кроль на груди и на спине, с поддерживающими средствами у бортика, и в скольжении при помощи преподавателей и самостоятельно;
  • плавательные движения ногами при выполнении упражнений 3 и 4 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 5 из серии подготовительных;
  • то же, при выполнении упражнения 6 из серии подготовительных;
  • то же, держась руками за палку, с которой преподаватель идет по борту бассейна (палку, прижатую к туловищу, можно держать под мышкой);
  • то же, скользя поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего рядом по дну бассейна;
  • плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног, с различными положениями рук в сопровождении преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  • то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту и страхующего ребенка с помощью палки, за которую в случае необходимости ребенок может взяться рукой и восстановить устойчивое положение и продолжать плыть;
  • то же, в сопровождений преподавателя, идущего по борту без страховочной палки. Время от времени преподаватель дает ребенку необходимые указания голосом и жестикуляцией, все время подбадривая и поощряя его на проплывание всего бассейна без остановки;
  • то же, под наблюдением преподавателя, стоящего на месте, откуда начал плыть ребенок;
  • групповое плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног (с различными положениями рук) под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна, дающих детям необходимые указания, направленные на соблюдение ими правильного положения тела в воде и правильного выполнения плавательных движений ногами и дыхания.

Когда дети научатся уверенно плавать на спине за счет выполнения плавательных движений ногами, при различных положениях рук, следует перейти к изучению плавательных движений руками и согласования их с движениями ногами и дыханием в такой последовательности:

  1. изучение плавательных движений руками при поддержке и помощи преподавателя, идущего по дну бассейна сбоку или впереди ребенка, плывущего на спине за счет движений ногами. Преподаватель берет одну или обе руки ребенка в области локтевых суставов и помогает ему выполнять движения руками;
  2. плавание на спине поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего по дну бассейна рядом с ребенком и показывающего ему движения руками и выполнение вдоха и выдоха;
  3. плавание на спине вдоль бассейна при страховке преподавателя, плывущего рядом с ребенком;
  4. то же, в сопровождении преподавателя, идущего по борту бассейна (со страховочной палкой или без нее) и показывающего ребенку движения руками и согласование их с дыханием;
  5. групповое плавание на спине поперек и вдоль бассейна под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна и показывающих детям движения руками и согласование их с дыханием.

Перечисленные упражнения делают:

  • с раздельным выполнением плавательного движения отдельно каждой рукой с остановкой ее в исходном положении, другая рука прижата к туловищу или вытянута вперед;
  • с раздельным выполнением попеременных чередований плавательных движений руками (во время движения одной рукой и остановки ее в исходном положении (вытянутой впереди) производится полное движение другой рукой) и т.д.;
  • с одновременными движениями рук остановкой их в исходном положении (одна рука вытянута вперед, другая вдоль туловища), т.е. в то время, когда одна рука делает гребковое движение, другая движется над водой.

После того как дети научатся легко проплывать на спине длину бассейна, сохраняя правильное положение тела и правильно выполняя плавательные движения ногами и руками в согласовании с дыханием, необходимо периодически включать в урок упражнения на освоение безостановочного проплывания, постепенно увеличивая расстояние (до 200 м), п на овладение навыками скоростного проплывания коротких отрезков без учета времени с оценкой техники плавания.

После того как дети научатся легко и уверенно плавать на спине, следует перейти к изучению способа плавания кроль на груди, выполняя соответствующие упражнения в той же последовательности. В урок включают также упражнения, направленные на изучение дыхания, согласование дыхания с движениями ног и рук, на согласование движений рук и ног с задержкой дыхания н согласование движений рук, ног и дыхания.

После овладения техникой способов плавания кроль на спине и груди изучается техника способа плавания брасс, а затем баттерфляй.

В специальном мелком детском плавательном бассейне или на детском пляже с ровным мелким дном обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится в той же последовательности. Многие упражнения дети выполняют самостоятельно под руководством и наблюдением преподавателя. Температура воды в зимнем бассейне должна быть 27 - 29 °С и 23 26 *С в открытом водоеме в солнечную погоду.

В процесс обучения плаванию включаются соскоки и прыжки ногами в воду, а также спады головой вперед с бортика и стартовой тумбочки.

  1. Соскок в воду по направлению к стоящему на дне преподавателю. который подхватывает ребенка, окунает его в воду, а затем подталкивает к борту.
  2. То же, но преподаватель подхватывает ребенка после того, как он погрузится и воду.
  3. То же, при страховке преподавателем, но ребенок сам выбирается из воды и подплывает к борту.
  4. То же, по когда преподаватель стоит на бортике со страховочной палкой.

Вначале упражнения проделывают с резиновым плавательным поясом, а затем без него.

Спады в воду головой вперед выполняются в такой последовательности:

  • из положения сидя на борту, упираясь стопами в пенное корытце. Туловище до отказа наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • из положения глубокого приседа, ухватившись пальцами ног за край борта. Туловище наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой;
  • то же, из положения наклона вперед. Туловище наклонено вперед до горизонтального положения. Hоги прямые, руки сомкнуты над годовой;
  • то же, из положения согнувшись. Туловище наклонено до отказа вперед вниз. Руки опущены вниз и касаются ладонями голеностопных суставов.

После успешного овладения перечисленными спадами можно перейти к изучению стартового прыжка вначале с борта, а затем со стартовой тумбочки.

Обучение поворотам проводится при непосредственной помощи преподаватели, который находится в воде, демонстрирует детям поворот и помогает им выполнять его.

Обучение нырянию с доставанием предметов со дна мелкого бассейна также проходит при непосредственной помощи преподавателя, который находится в воде, показывает детям, как нужно нырять, находить и доставать предметы со дна. Помогает им овладеть этим навыком, вначале ныряет вместе с каждым ребенком, а затем наблюдает, как они по очереди ныряют без его помощи.

Процесс обучения плаванию детей в возрасте 7- К) лет в основном аналогичен процессу обучения детей среднего и старшего возраста и взрослых. Однако в первой стадии обучения при проведении общих подготовительных упражнений по освоению с водой и изучению техники движений ногами преподаватели должны находиться в воде, чтобы показывать и помогать детям выполнять изучаемые упражнения, а также поддерживать и страховать их.

Применение игровой формы проведения уроков с различного рода играми и развлечениями в каждом занятии на суше и в воде создает жизнерадостную обстановку, повышает эмоциональное состояние детей и вызывает у них повышенный интерес к последующим занятиям в бассейне.

Преподаватель должен мобилизовать весь свой опыт, изобретательность и смекалку, чтобы с первых же занятий с малышами организовывать и проводить посильные и доступные игры и развлечения в воде (с использованием поддерживающих средств и без них), различного рода хороводы и передвижения в воде, игры с мячами и игрушками, игры в пятнашки и т.д.

На начальных этапах обучения с детьми применяются игры, включающие элемент соревнования, которые проводятся на материале подготовительных упражнений по освоению с водой. В дальнейшем используются сюжетно-образные игры, которые требуют предварительного разъяснения на суше. Игры плодотворно сказываются на успешном овладении детьми умением плавать.

Марина Кубанкова
Значение плавания в дошкольном возрасте

Значение плавания в дошкольном возрасте

Кубанкова Марина Олеговна

Инструктор по физической культуре МОУ Прогимназия №48

К большому сожалению, сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств дошкольника является плавание . При этом важнейшее значение имеет раннее обучение детей плаванию . Сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка - одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм с момента рождения.

Занятия плаванием дают массу положительного. Это закаливание и профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета, формирование правильной осанки, улучшение обмена веществ, сна, аппетита, укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия, улучшение физических способностей, координации движений, силы, выносливости. Это также помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе. И просто положительные эмоции ребенка.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию , стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать . При организации работы в нашем бассейне «Дельфин» предусмотрены следующие этапы обучения :

1. ознакомление с водной средой;

2. обучение дыханию с выдохом в воду;

3. обучение скольжению в воде;

4. обучение сразу всеми видами плавания («кроль» , «кроль на спине» , «брасс» , «дельфин» ).

Занятия на воде начинаются с упражнений на суше - «сухого плавания » .Перед посещением бассейна дети проходят обязательный медицинский осмотр, принимают гигиенический душ.

Важное значение имеет и подготовка ребенка к плаванию со стороны семьи . Перед началом плавательного сезона в каждой группе мы помещаем информацию для родителей «Как правильно подготовить ребенка к занятиям в бассейне» , проводим тематические родительские собрания.

Все дошкольники занимаются плаванием с вспомогательными поддерживающими плавательными средствами и без них. Дети второй младшей группы плавают с нарукавниками и кругами, средней группы – в нарукавниках, а старшей и подготовительной групп - в нарукавниках или без вспомогательных поддерживающих средств. Также применяем нудлы, плавательные доски , колобашки, мячи и надувные игрушки. Особенностью занятий в Прогимназии является то, что все ребята, начиная с 3 лет, занимаются плаванием на «большой воде» .

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия человека в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Мы наблюдаем, что поначалу не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые боятся входить в воду, не ощущать ногами дно. Прогимназия сельское учреждение, многие дети не имеют опыта плавания даже в ванной . Именно поэтому первые усилия педагога при обучении плаванию направлены на то , чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Неумение плавать – серьезнейший пробел в физическом воспитании. Древние греки говорили о невежественном человеке так : «Он не умеет ни плавать , ни читать» . И в наши дни не менее важно, чтобы каждый ребенок овладел не только азбукой грамотности, но и навыками уверенного передвижения в воде. Я регулярно провожу занятия, которые формируют навыки безопасного поведения на воде, учу старших ребят плыть в одежде (футболке, перевозить «утопающего» на надувном бревне. Уверена, это очень поможет им в жизни.

Одним из основных средств обучения плаванию , прекрасным стимулятором познавательной и двигательной активности ребенка являются подвижные игры. Игра – это естественная потребность дошкольника , умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. В этом случае каждое занятие приносит детям большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Игры на воде – это заключительная часть занятий в младших группах. В средней группе занятия заканчиваются в основном соревнованиями, а в старшей и подготовительной группах – соревнованиями и водными эстафетами. Наиболее популярны в Прогимназии «Веселые старты» .

Я часто организую праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках : «Новый год» , «Веселые сказки» , «9 Мая» , «8 Марта» -объединяет дошкольников общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, у них пробуждается интерес к регулярным занятиям. Положительные эмоции и радостное ожидание праздника вызывает у детей художественное оформление бассейна. Я украшаю его блестящей мишурой и новогодними гирляндами, даже елку на новый год устанавливаем на воде. Обязательно использую музыкальное сопровождение. Это играет важную воспитательную роль, способствует формированию ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения; формированию музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, пониманию красоты и эстетики выполнения плавательных движений в соответствии с музыкой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Предпосылки к обучению

4. Методика обучения

Заключение

Введение

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

1. Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то ж« время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы.

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении - удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3--5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению хела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании Человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000-7300 см3 и более.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800-2100 см3.

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей - тазового пояса.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает - предупредить заболевание плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в. качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича - полиомиелита.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2-2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

До 6 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.

В 5-6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания - воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать - по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры - при обтирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.

2. Роль, место и значение в структуре средств физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж.

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Физические упражнения - специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.

Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 20 лет тому назад движение под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плавания и правильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность.

Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так. при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

3. Предпосылки к обучению

Занятия плаванием - один из богатейших источников здоровья детей. Занятия плаванием дошкольного возраста помогают ребёнку уже через 7-8 месяцев не только хорошо плавать, но и самостоятельно ходить, что по средним нормам этого добиваются на 2-3 месяца позже.

Одной из предпосылок для успешного обучения ребёнка плаванию заключается в том, что до своего рождения он делал это все 24 часа в сутки, находясь в материнском утробе. Так же главной отличительной особенностью плавания при развитии ребёнка, считается то, что погруженное в воду человеческое тело теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода, т.е. находится в состоянии почти полной невесомости, потому что вес тела в воде облегчается в несколько раз. Благодаря этому ребёнок испытывает легкость, раскованность в суставах и мышцах, ему легче выполнять движения, глубокие дыхания.

Не менее важной предпосылкой служит также наличие у ребёнка некоторых врожденных рефлексов, среди которых следует выделить дыхательных и толчковый рефлексы. Благодаря первому ребёнок может задерживать дыхание, когда его рот и нос погружаются в воду. Это позволяет не бояться погружений под воду ребенка, с которым неизбежно связано обучение плаванию, и включать в его программу ныряние, облегчающее и стимулирующее появление у ребёнка активных движений ногами и руками. Второй рефлекс работает на то, что при принудительном сгибании ног ребёнка он реагирует на это немедленным их разгибанием. Наличие этого рефлекса определяет несколько целесообразных требований к методике обучения плаванию: необходимость раннего и первоочередного совершенствования движений ногами (а затем уже переход к движению руками); развитию в первую очередь той форма движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которая проявилась в этом рефлексе.

Главным целебным свойством занятий является постепенная и планомерная перестройка от врожденных и малоэффективных инстинктивных движений ногами и руками ребенка на осознанные, активные и более эффективные. Под влиянием регулярных занятий плаванием на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и её механическим действием, состоянием полувесомости; зрительным и слуховым восприятиям всей обстановки урока; углублённым дыханием и задержкой дыхания; сменой положений в воде; наконец, многократным повторением однотипных движений, выполняемых первое время с помощью кого-либо педагога.

Свойства воды оказывают на здоровье ребенка термическое (закаливающее), гигиеническое, механическое и физическое воздействие.
Механическое воздействие воды можно отметить в следующем: при передвижении ребёнка по поверхности воды он получает легкий, приятный и полезный массаж, что благоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покров тела, а также облегчает периферическое кровообращение, т.е. деятельность сердца. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыхание является мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевание дыхательных путей.

4. Методика обучения

Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средством профилактики респираторных заболеваний.

Как известно, для того, чтобы уметь плавать, надо этому научиться. Существует ряд методик обучения плаванию детей разного возраста. Хороший опыт группового обучения детей дошкольного возраста в бассейнах-«лягушатниках» накоплен в ГДР, а соответствующее пособие Герхарда Левина «Плавайте с малышами» переведено на русский язык. Имеются и другие методические пособия по обучению детей плаванию, поэтому далее приводятся лишь общие соображения и советы родителям начинающих пловцов.

Начинать всегда следует с обеспечения безопасного пребывания ребенка в воде. Лучше всего использовать бассейн-«лягушатник» глубиной от 50 до 100 см, которые сейчас имеются при многих детских поликлиниках и в больших закрытых плавательных бассейнах. Оптимальная температура воды в бассейне около 27° С, при жаркой погоде вода в открытых бассейнах может быть и более низкой температуры (до 23° С). Длительность первых занятий зависит от поведения ребенка: при первых признаках появления легкого озноба и снижения внимания занятие нужно прервать, ребенку сделать теплый душ, после чего растереть полотенцем. Обычная длительность занятий в начале курса не превышает 7-8 минут с постепенным увеличением до 15-20. Детям до шести лет лучше учиться плавать нагими, как это принято, например, в ГДР. Ведь детский организм охлаждается быстрее, чем организм взрослых, а мокрая одежда дополнительно забирает тепло.

По методике обучение плаванию делится на несколько этапов. Первый из них - и один из самых важных - заключается в проведении на суше упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др. Детям очень нравится заключительное упражнение этого этапа, когда, сидя на бортике бассейна, они весело бьют по воде выпрямленными в коленях ногами.

Следующий этап - освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Вначале ребенка обучают правильному положению тела при скольжении и нырянии, при этом взрослые поддерживают его за ноги или за руки. Самое трудное на данном этапе - это научить ребенка делать выдох в воду медленно и постепенно. Вначале такие упражнения выполняются, как и другие, на мелком месте и под команду взрослого «Выдох!». Овладение навыками выдоха в воду и первыми скольжениями с отталкиванием ногами от бортика бассейна - это итог обучения второго этапа.

На третьем этапе проводится обучение движениям ногами при плавании вольным стилем: ребенка при этом поддерживают за руки. Важно следить за тем, чтобы начинающий пловец не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой. Итог первых трех этапов - а это 3- 4 занятия - умение плыть с помощью ног, держа в руках резиновый круг или пенопластовую доску. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию с поворотами головы на вдохе.

С 6-7-го занятия наступает новый этап обучения - полной координации плавательных движений сначала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Дыхание при плавании имеет свои особенности. Продолжительность выдоха, выполняемого в воде, значительно превышает длительность вдоха; примерные соотношения - 4:1 и даже 5:1. При плавании вольным стилем за один дыхательный цикл (вдох - выдох) пловец выполняет гребки правой и левой рукой и 4-6 движений ногами. Именно совершенствованию таких координированных действий посвящаются последние занятия курса обучения плаванию, рассчитанного на 11 - 12 «уроков». Разумеется, лучшие результаты в обучении дошкольников могут быть получены на занятиях со специалистом-инструктором.

Тренировке и закреплению навыков плавания помогают игры на воде типа «Поймай меня» (бег в воде на мелком месте), «Лягушка» (прыжки на мелководье), «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс), «Водолаз» (ныряния для доставания предметов со дна). Используются также надувные резиновые круги и пенопластовые плотики, на которых малыши плывут подгребая руками.

Методики обучения плаванию школьников в целом построены на тех же принципах. Наиболее удобной, не требующей больших затрат времени, а также пригодной для массового обучения детей, например в пионерском лагере, представляется методика, разработанная доцентом Львовского политехнического института В. В. Пыжовым, которая буквально за несколько занятий (4--5) позволяет научить ребенка плавать с ластами. Привожу начальные упражнения этой методики.

5. Технология использования игровых приемов

Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с детьми-дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.

Организация дидактического пространства

1. Принцип «открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг -- необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть - научить вставать, боится захлебнуться - научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку - научить нырять, пытается сделать вдох - научить дышать во время плавания и т.д.

2. Принцип учета ведущей деятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому - научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру (особенно в младшем дошкольном возрасте).

3. Принцип свободного выбора, или принцип субъективности. Ребенок сам выбирает задания, виды деятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки (сколько «бассейнов» я намерен сегодня проплыть), самостоятельно переходит из одной игровой зоны в другую.

4. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Задача инструктора - вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных!) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.

5. Принцип «от простого к сложному». Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип - условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

6. Принцип «от целого к частному». Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.

7. Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.

Технология:

1. В воде и на бортиках бассейна раскладываются различные игрушки, специальные обучающие средства (обручи, кольца, пенопленовые коврики и т.д.).

2. В ходе занятия дети обращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся (по цвету, форме, назначению) и начинают манипулировать ими или выполнять с их помощью уже знакомые упражнения.

3. Педагог-инструктор, наблюдая за действиями детей (каждого ребенка в отдельности), предлагает им новые виды движений или действий с данными предметами. При этом педагог следует принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской игры».

4. Если ребенок хочет освоить новое упражнение, инструктор или дети-помощники демонстрируют способ его выполнения.

5. Ребенок под наблюдением инструктора выполняет новое действие.

6. Обязательно звучит похвала или другие ободряющие слова наставника.

7. К выполнению данного упражнения могут по собственному желанию подключиться и другие дети. Для поддержания интереса к упражнению и совершенствования соответствующих умений педагог вводит элемент соревнования («кто дальше», «кто больше», «кто точнее» и т.д.).

8. Выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему интерес.

Условия эффективности:

Наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);

Умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметить внутреннюю готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;

Умение педагога учиться у детей и импровизировать вместе с ними и вслед за ними («подглядеть» новый способ манипуляций ребенка с предметами и оборудованием; подхватив инициативу ребенка, придумать новое упражнение и предложить его детям);

Умение педагога быть терпеливым, не навязывать ребенку новые упражнения, лишь косвенно, через деятельность других детей, вызвать его желание делать то, что и другие, стимулировать и поощрять самостоятельный выбор.

Кроль на груди применяется в соревнованиях по плаванию на всех дистанциях вольного стиля: на 100, 200, 400, 800, 1500 м, в эстафетах 4Х100 и 4Х200 м вольным стилем, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м.

Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близко к горизонтальному, положении (угол «атаки» 0-8°). Голова опущена в воду (лицом вниз) настолько, что уровень воды находится примерно у верхней части лба.

Движения ногами. Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной четвертой части роста пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое, горизонтальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ноги вниз называется рабочим, или гребковым (оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движение вверх - подготовительным (оно не влияет на продвижение тела вперед).

Подготовительное движение (снизу вверх). В крайнем нижнем положении нога выпрямлена в коленном суставе, а стопа повернута внутрь. По отношению к туловищу нога занимает наклонное положение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямая. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, а голень и стопа продолжают движение вверх. В этот момент нога, сгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вниз. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит 165-170°, а между задней поверхностью голени и бедра (в коленном суставе) - 130-140°, движение ноги снизу вверх считается законченным.

Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания ее в коленном и голеностопном (в самом конце гребка) суставах и одновременного сгибания в тазобедренном суставе. В этот момент все части ноги движутся вниз. Затем голень и стопа продолжают движение вниз до полного разгибания ноги в коленном суставе, а бедро, опережая голень и стопу, начинает движение кверху. Это опережающее движение бедра способствует увеличению скорости движения стопы вниз за счет хлыстообразного движения ноги в целом. Рабочее движение считается законченным, когда нога полностью выпрямится в коленном суставе.
Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой.

Вход руки в воду и наплыв. После проноса по воздуху слегка согнутая в локтевом суставе рука вкладывается в воду под острым углом впереди одноименного плечевого сустава в обтекаемом положении и в такой последовательности: кисть, предплечье, плечо. Затем рука разгибается и в этом положении движется вперед и вниз. Когда наплыв заканчивается, рука незначительно сгибается в локтевом суставе, а кисть начинает поворачиваться в положение, перпендикулярное направлению движения. В этот момент рука составляет угол с поверхностью примерно равный 15-20°.

Опорная часть гребка. Двигаясь вперед и сверху вниз рука продолжает сгибаться в локтевом суставе до угла 135-140°, а кисть перемещается под продольной осью тела. К концу этой фазы, когда угол между горизонталью и рукой составляет 40-45°, кисть принимает вертикальное положение.

Основная часть гребка. Продвигаясь под туловищем, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 90-100 градусам. Далее рука постепенно начинает разгибаться и заканчивает основную часть гребка почти прямой. Основная часть гребка завершается, когда рука достигает линии таза.

Выход руки из воды. Когда кисть руки достиг бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, и плечевой сустав поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимаются плечо, предплечье, кисть и начинается движение (пронос) руки над водой.

Движение руки над водой. Согнутая или полусогнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстро проносится над водой и вкладывается в воду. Во время проноса локоть приподнят, а кисть удерживается у поверхности воды.

Правильное согласование движений руками в кроле на груди основано на получении наиболее высокой, относительно равномерной скорости движения пловца на протяжении каждого цикла. Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началом основной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы сохранялась достигнутая скорость движения пловца.

Дыхание. На один цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в первой половине проноса руки над водой. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицом вниз), и сразу же начинается выдох сначала через рот, затем через нос. Выдох продолжительнее вдоха; между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз.

0бщая координация движений. В кроле на груди высокая скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений руками и ногами, четкого согласования всех движений с дыханием.

Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот момент левая рука находится в фазе наплыва, правая рука осуществляет первую половину проноса, правая нога совершает удар сверху вниз, а левая нога поднимается снизу вверх. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.

6. Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении

обучение плавание ребенок дошкольник

Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу.

Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»).

Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды. По методике Т.И.Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги… Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Я предлагаю другой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха.

Прием «Стрела» используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине. Зацепившись руками за лестницу, ребенок должен лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполнятся с постепенным увеличением счета).

Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегка опираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди.

Прием «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, я использую традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает преподавателю руку для рукопожатия («Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки.

Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз. Прием «В колодец» предполагает прыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды. Прием «В глубокий колодец - из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой. Прием «Оседлай коня» используется для прыжков в воду на надувные подушки.

Прием «Прыжок тигра в горящее кольцо» предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед. Инструктор держит вертикально стоящий обруч, ребенок прыгает в него «как тигр». Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается индивидуально для каждого ребенка.

Прием «Лодка». Для обучения детей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения я использую образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождается беседой:

Какая лодка будет плыть быстрее: равномерно двигающаяся или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища).

Что нужно лодке для того, чтобы плыть быстрее? - Весла! -А какие: прямые или сломанные? - Прямые! (Контролируем гребок прямой рукой и длину «шага»).

Что нужно лодке, кроме весел? - Мотор! - Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками).

Что еще может понадобиться в пути? - Бензин! (Набираем побольше воздуха).

В дальнейшем, заметив ошибку, инструктор возвращает детей к образу лодки, и его краткие замечания (типа: «Весла сломались!») или жесты понятны ребенку, их достаточно, чтобы тот скорректировал свои действия.

Заключение

По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.

Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия и другие.

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы - сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания - принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

Список использованной литературы

1. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. - М. 1977 стр. 8 - 16

2. Васильева В.С. , Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. М. 1973 стр. 45-80

3. Левин Г. Плавание для малышей. - М.1974 стр. 65 - 86

4. Макаренко Л.Т. Плавание - М.2002 стр. 25 - 56

5. Осокина Т.И. Как научить детей плавать - М. 1985 стр. 104 -123

6. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребенка. Стр. 67 - 89

7. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001 Богина Т.Л. стр. 45 - 67

8. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника. Москва Просвещение - 2000 стр. 123 - 145

9. Плавание. Учебник для пединститутов. М. - 1994 стр. 56 - 98

10. 10. Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. - Г. - 1992 стр. 234 - 243

11. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. С. - П. 2000 стр. 46 - 98

12. Набатников М.Я. Плавание. - М. 1962 стр. 68 - 201

13. Макаренко Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов. С.- П. - стр. 56 - 86.

14. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 2001.

15. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей; его влияние на закаливание и укрепление организма. Методы обучения детей плаванию, структура тренировочных циклов, дозирование нагрузок; оценка эффективности учебного процесса.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2012

    Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей. Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Обучение основам техники плавания кроль на груди и кроль на спине.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2015

    Влияние водной среды на организм человека. Содержание и принципы теории ожирения. Методика обучения плаванию и критерии, влияющие на ее эффективность. Особенности и этапы развития детей младшего школьного возраста, а также их двигательных навыков.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2015

    Структура занятий по физической культуре и характеристика его частей. Особенности методов и приемов обучения детей дошкольного возраста на уроках. Пособия, статьи учителей, инструкторов по физическому воспитанию. Проведение оздоровительных занятий.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2014

    Оценка пользы плавания для организма ребенка на ранних этапах жизни, его позитивное влияние на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему малыша. Значение плавания в структуре средств физического воспитания.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2010

    Значение катания на лыжах для детей дошкольного возраста. Инвентарь и оборудование мест занятий. Основные виды и способы передвижения на лыжах. Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении и совершенствовании передвижению на лыжах.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Значение утренней гимнастики для оздоровления детей дошкольного возраста. Виды, структура и содержание традиционной утренней гимнастики в учебном заведении. Методика планирования, организации и проведения УГ для детей в различных возрастных группах.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2014

    Личностное развитие детей дошкольного возраста, роль игровой деятельности в данном процессе, его этапы и значение. Футбол как вид спорта, условия и задачи обучения, прием и техника игры. Общие требования безопасности при проведении спортивных состязаний.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Возрастные особенности развития ребенка-дошкольника. Средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2018

    Значение использования утренней гимнастики с элементами оздоровительной аэробики с детьми старшего дошкольного возраста. Классификация аэробики, организация и методика проведения. Характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Класс: 1

Ключевые слова: Аспекты обучения плаванию , этап , двигательные навыки

Презентация к уроку






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: показать структуру методических приемов обучения плаванию.

В процессе обучения детей плаванию следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • ребёнок должен иметь опыт общения с водной средой (пространственные представления о бассейне);
  • важно уделить внимание освоению детьми свойств водной среды (преодоление водобоязни);
  • до начала занятия необходимо создать эмоциональный “заряд” (используя художественное слово или музыкальное сопровождение);

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется на всю жизнь. И самое главное - плавание с раннего возраста способствует возникновению и поддержанию у детей положительных эмоций. Дети, занимающиеся плаванием, обычно более уравновешены, чем их сверстники. Они хорошо спят и обладают хорошим аппетитом, у них развита координация и ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и детей младшего школьного возраста, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Этапы обучения плаванию

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Ознакомление детей с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью). Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение плаванию определенным способом. Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.
Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о еевыталки-вающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох – выдох несколько раз подряд. Дети должны уметь проплыть в воде сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания. Дети приобретают умение плавать спортивными способами: кроль, брасс, баттерфляй.

Структура методических приёмов обучения плаванию

1 этап - младший дошкольный возраст.

Ознакомление ребенка с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью).

Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться но дну, совершать простейшие действия, играть.

2 этап - средний дошкольный возраст.

Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно.

Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох - выдох несколько раз подряд.

3 этап - старший дошкольный возраст.

Обучение плаванию определенным способом.

Дети должны уметь проплыть на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

4 этап - старший дошкольный возраст.

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.

Дети приобретают умения плавать на глубокой воде.

Двигательные навыки.

Младший возраст (3–4 года)

  • При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.
  • Обучение новому плавательному упражнению сводится к игре (игровая деятельность).

Средний возраст (4–5 лет)

  • У детей 4–5 лет закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные на занятиях в младшей группе.
  • Детей среднего возраста учат выполнять упражнения сначала на суше, а затем повторяют их в воде. Преподаватель должен показать упражнение и объяснить детям технику его выполнения.
  • Особенно важен показ упражнений в воде: дети восприми мают последовательность выполнения и понимают, что сделать его в воде вполне возможно.
  • Краткое и доступное объяснение помогает ребенку сознательно овладевать правильными движениями.
  • В объяснении можно прибегать к образным сравнениям, так как мышление детей среднего возраста образное.
  • Большое значение следует уделить воспитанию у детей организованности и дисциплинированности.
  • В обучении используют разнообразные упражнения и игры.

Старший дошкольный и младший школьный возраст (5–7 лет)

В обучении детей старшего дошкольного возраста ставятся основные задачи:

  • освоение спортивных способов плавания;
  • изучение техники движения кролем на груди и на спине.

Если ребенок продолжает занятия, перейдя из средней группы в старшую, то порядок их проведения остается прежним.

Техническая подготовка ребенка позволит решить поставленные на данном этапе задачи.

При начальном обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста занятия начинаются по укороченной схеме содержания занятий младшего и среднего возрастов.

В процессе овладения новыми упражнениями детьми старшего дошкольного возраста используются следующие методические приемы.

Показ упражнений: наиболее сложные и новые упражнения преподаватель показывает в сочетании с детальным описанием техники их выполнения. Легкие упражнения показывает заранее подготовленный ребенок. Этот прием направлен на то, чтобы вызвать стремление детей максимально проявить себя и показать свою самостоятельность.

Средства наглядности: применение наглядных схем способствует развитию у детей умственных способностей.

Разучивание упражнений: упражнения выполняются детьми только по словесному объяснению тренера или сообразно названию упражнения.

Оценка (самооценка) двигательных действий: после проведения упражнений педагог проговаривает последовательность их выполнения и оценивает их воздействие на организм ребенка, задает вопросы детям об их самочувствии и ощущениях.

Подвижные игры на суше и в воде: благодаря игровым приемам дети быстрее усвоят программный материал.

Исправление ошибок: это необходимо для более внимательного и осознанного отношения детей к замечаниям преподавателя.

Соревновательный эффект: эмоции приспосабливают организм к лучшему выполнению движения и обостряют работу органов чувств, необходимую для данного движения.

Контрольные задания: основным правилом смены упражнений является не переход от простого к более сложному, а контрастность заданий. Это позволяет активизировать детей и постоянно поддерживать их интерес к выполнению упражнений. Благодаря такой организации занятий новое движение осваивается гораздо быстрее и легче, чем в традиционных формах.

Упражнение, выполняемые в зале и в воде при обучении плаванию.

Упражнение которые выполняется перед занятием, являются, составной частью обучения плаванию. Все упражнения, условно можно разделять на три группы:

I группа: упражнения, которые используются при обучении плаванию.

II группа: упражнение которые используются как разминочные перед специальными упражнениями.

III группа: упражнения, которые используются для специальной физической подготовки.

Специальные упражнения являются обязательным элементом разминки. Они увеличивают подвижность суставов.

Упражнения специальной подготовки.

  • Ознакомление детей с залом сухого плавания, бассейном, душем, раздевалками, с правилами поведения в бассейне.
  • Посещение занятий по плаванию старших групп.

Спуск в бассейн:

Производится с помощью и без поддержки преподавателя по лесенке.

Передвижения в воде шагом, бегом,прыжками, держась за поручень (руки преподавателя) и без поддержки; взявшись за руки в полуприседе, на носках, спиной вперед, приставными шагами.

Действия с предметами: плавательной доской, палкой, обручем, поплавком, мячом (бросить, догнать, принести, прокатить по воде).

Скольжения на груди –

держась за руки преподавателя; за поручень;

опираясь руками о дно (идти на руках, опираясь о дно);

передвигаться, держась за плавательную доску;

с поплавком на спине; лежа на животе свободно без опоры: принять положения “стрелка”, “запятая”, “звездочка”, “поплавок”; работать ногами, как при плавании кролем (из исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры).

Игры для ознакомления со свойствами воды и освоение передвижений в воде.

Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. Они способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах.

Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений в плавании, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

Движения должны быть очень простые, доступные.

Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся вводе.

Игры для овладения навыком скольжения на груди.

Игры для приобретения навыков для погружения в воду.

Упражнения и игры для развития кистей.

  • Сорока
  • . Пальцами одной руки водить по ладони другой. Менять положение рук.
  • Ладушки
  • . Хлопать в ладони в такт музыке. Упражнение можно выполнять с приседаниями и прыжками на обеих ногах.
  • Дать-дать.
  • Сжимать и разжимать кулаки. Разжимая кулаки, пальцы сильно напрягать.
  • Тук-тук.
  • Стучать кулаком о кулак. Менять положение рук. . Кисти свободно падают вперед-вниз и назад.
  • Гладим
  • . Ладонь одной руки скользит по ладони другой вверх и вниз.
  • Собачки
  • . Ладони обращены друг к другу, пальцы врозь. Пальцами одной руки касаться большого пальца другой руки.
  • Вертушки
  • . Повороты кисти влево-вправо, пальцы свободно.
  • Щелчки
  • . Отстрел ватного шарика каждым пальцем, попеременно правой и левой рукой.
  • Рояль
  • . Поочередное постукивание пальцами одной руки по ладони другой.

Дыхательные упражнения.

На занятиях в зале и в воде особое внимание уделяется упражнениям для правильного дыхания. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей учат делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха - это связано с особенностями дыхания в воде. Также детей учат задерживать дыхание на максимально возможное время. Указывают, ЧТО вдох необходимо делать легко, бесшумно, не поднимая вы” плечи и обязательно через рот. Наиболее эффективными дыхательными упражнениями являются те, которые имитирую при вдохе “вдыхание запаха цветка”, при выдохе - “сдувание одуванчика”.

После освоения детьми правильного вдоха и выдоха их учат согласовывать дыхание с движениями ног, рук, затем головы. На каждом занятии разучивают два-три дыхательных упражнения. Каждое последующее занятие начинается с повторения упражнений, освоенных ранее. Дыхательные упражнения выполняются индивидуально в различном темпе, в зависимости от уровня развития и состояния дыхательной мускулатуры ребенка. В начале разучивания нового упражнения тренер-преподаватель показывает детям, как сочетались правильное дыхание с движениями. Все дыхательные упражнения тренер сопровождает указаниями о том, где и как надо делать вдох и выдох.

Литература

  1. Лях В.И., Зданевич А.А. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 класс”. – М.: Просвещение, 2010 г.
  2. “Раз, два, три, плыви”. Учебное пособие по плаванию. М.Рыбак, Г.Поташова, Г.Глушкова. Изд-во “Обруч”. г.Москва.
  3. Е.К.Воронова. “Программа обучения плаванию в детском саду”.

Новое на сайте

>

Самое популярное