Домой Рост и развитие Конспект урока по литературному чтению на тему «Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина»» (2 класс). Все стихи даниила хармса Онлайн тест детские журналы хармс

Конспект урока по литературному чтению на тему «Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина»» (2 класс). Все стихи даниила хармса Онлайн тест детские журналы хармс

Даниил Хармс

Русская литература не заслуживает Хармса…
в Небесной Канцелярии планировали…
очередной подарок каким-нибудь англичанам
Макс Фрай

Чудачества этого человека начали проявляться еще на школьной скамье, когда вместо фамилии Ювачев он взял себе странный псевдоним – Хармс, который поэт постоянно варьировал. Его удивительный, яркий образ дополняла незаурядная внешность: цилиндр, монокль, необыкновенный красный пиджак – были его постоянными атрибутами. Этот образ ещё раз подчеркивал сильнейшую тягу Хармса к экспериментам. Поэт относил себя к обэриутам (Объединение реального искусства), цель которых «очистить предмет от шелухи литературных понятий» и посмотреть на него «голыми глазами». Поэт создавал много недетской поэзии. Обращаясь к его биографии, невольно задаемся вопросом, зачем вообще шизофреник, человек, детей не имевший и никогда не питавший к ним любви, стал писать стихи для детей? Может быть, это была суровая необходимость, диктуемая невозможностью печататься открыто, то есть желание скрыть свою поэзию под маской «детской». Можно ли его поэзию предлагать детям? Выбор остается за родителями и педагогами. Обратитесь к творчество Хармса сами, постарайтесь его понять, прочитайте и обдумайте его стихи. Вы обязательно найдете несколько шедевров, которые по праву вошли в сокровищницу мировой детской литературы, а к каким-то произведениям поэта, возможно, вам не захочется возвращаться.

Его детская поэзия полна неожиданностей, загадочных случайностей. Наверняка вы сами помните «Иван Иваныч Самовар», «Плих и Плюх». Что отличает поэзию Хармса? Во-первых, динамизм и движение. Сам Хармс из всех человеческих действий он любил ходьбу и бег. Без движения немыслима жизнь героев его стихов: кошка несчастна от того, что «сидит и ни шагу не может ступить». Движению в его поэзии противостоит «думанье», которое оказывается в итоге бессмысленным. Другая интересная мысль: вся жизнь, реальность – это оптический обман, и даже очки и телескопы не смогут приоткрыть завесу тайны. Особое место в творчестве Даниила Хармса занимают числа, их пифагорейская суть. Многие его произведения походят на арифметические задачи или учебники по математике («Миллион», «Веселые чижи» и др.). Хармса увлекает сложение: «сто коров, двести бобров, четыреста двадцать ученых комаров», цифры конструируются и причудливо трансформируются: сорок четыре стрижа «объединяются» в квартиру 44 и т.д. В его книгах вы встретите и множество веществ: керосин, табак, кипяточек, чернила.

Но самое важное в поэзии Хармса в целом, и в его творчестве для детей – это абсурд, разрыв с действительностью, который напрямую связан с «минимализмом действия». Его удивительный герой в стихотворении «Что это было?» удивительно похож на него самого: «В галошах, в шляпе и в очках…». В чем Хармс видит спасение в чужом жестоком мире? В шарме, в том, чем человек увенчан, как шляпой. Сам Хармс прекрасно знал о тесной связи, существующей между шармом и вредом, что и подчеркивал в своем псевдониме. Сегодня тема полезного и обаятельного вреда находит свое продолжение в детской поэзии Григория Остера. Корни «Вредных советов», без сомнения, – в хармсовских стихах.

Кстати, обратите внимание и на географическое пространство его произведений:

Я шел зимою вдоль болота…
Вдруг по реке пронесся кто-то…

Какой самый важный предмет в причудливом мире Хармса? Конечно, это воздушный шар, вслед которому люди машут предметами домашнего обихода: палками, булками, стульями. Они верные помощники кошки в беде (рецепт смотри в стихотворении «Удивительная кошка»). У каждого человека непременно должно быть некое родство с шаром, полным воздуха, праздника, жизни.

По вторникам над мостовой
воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил,
в нем кто-то трубочку курил,
смотрел на площади, сады...

Стихи Хармса полны юмора и иронии, например, «Как Володя быстро под гору летел», в котором мы видим бесконечную игру формы, что, наверное, более всего интересно детям, которые сами любят заниматься словотворчеством, словесными и звуковыми играми, придумывать звукоподражательные слова. Что в его поэзии найдет даже самый неискушенный читатель? Простоту внешней формы, мгновенно возникающие смыслы, господство случайности. Эти свойства поэзии приглянулись С.Я. Маршаку, который разглядел в детоненавистнике Хармсе потенциального любимца детей.

Как уже было упомянуто в начале, не все соглашаются с С. Маршаком. На форумах и в блогах обеспокоенные родители боятся читать детям Хармса, некоторым его стихи могут показаться даже кровавыми. Как например, его известный «О том, как папа застрелил мне хорька», в финале которого звучит такое четверостишие:

Я был рад, в ладоши бил,
Из хорька себе набил,
Стружкой чучело набил,
И опять в ладоши бил.

Шизофрения, неприятие детей породили и «черные» рассказы в его творчестве с невинным, детским началом. Вряд ли вы захотите прочитать вашему ребенку рассказ «Кассирша» с невинным началом «Нашла Маша гриб...», в котором за прилавком сидит зеленеющий труп кассирши. Или рассказ «Отец и Дочь» с менее трогательным началом «Было у Наташи две конфеты...», завершается отчетом о внезапных смертях, воскресениях и похоронах отца и дочери.

Знакомить своего ребенка или нет с поэзией Даниила Хармса – выбор каждого родителя. Возможно, это нужно делать избирательно и учитывать возраст ребенка. Тогда ваш малыш обязательно оценит «Удивительную кошку», или «Вруна», или «Веселого старичка», всё-таки сам поэт в глубине души ребенок, играющий словами, образами, рифмами, ритмом. В его поэзии смешиваются форма и содержание, слова и звуки, в итоге получается причудливый смысл, основанный на замысловатой бессмыслице.

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: "Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть".

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою... булку.

Веселый старичок

Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто:
"Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бyх-бyх!
Бy-бy-бy
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да тpюх-тpюх!"

Раз, yвидя паука,
Страшно испугался.
Hо, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
"Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гyль-гyль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да бyль-бyль!"

А yвидя стpекозy,
Страшно pассеpдился,
Hо от смеха на тpавy
Так и повалился:
"Гы-гы-гы
Да гy-гy-гy,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, pебята не могy!
Ой, pебята,
Ах-ах!"

Как Володя быстро под гору летел

На салазочках Володя
Быстро под гору летел.

На охотника Володя
Полным ходом налетел.

Вот охотник
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На собачку налетели.

Вот собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На лисичку налетели.

Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
И на зайца налетели.

Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели -
На медведя налетели!

И Володя с той поры
Не катается с горы.

Кораблик

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Кошки

Однажды по дорожке
Я шел к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
Сидят ко мне спиной.

Я крикнул:- Эй, вы, кошки!
Пойдемте-ка со мной,
Пойдемте по дорожке,
Пойдемте-ка домой.

Скорей пойдемте, кошки,
А я вам на обед
Из лука и картошки
Устрою винегрет.

Ах, нет!- сказали кошки. -
Останемся мы тут!
Уселись на дорожке
И дальше не идут.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,
То даже крошек...

Из дома вышел человек

Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу -
Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Врун

Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!

Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!

А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных -
И не двадцать,
И не тридцать,-
Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок,-
Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы,-
Не как звери,
Не как рыбы,-
Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы,-
Это просто ерунда!

А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое -
Не тарелка,
Не лепешка,-
А большое колесо!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну еще туда-сюда,
А уж если колесо -
Это просто ерунда!

А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем -
Это просто ерунда!

А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!

Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну еще туда-сюда,
А достать его руками -
Это
Просто
Ерунда!

Иван Топорышкин


С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Даниил Хармс. Стихи для детей

Широко известен как детский писатель и автор сатирической прозы. С 1928 по 1941 г. он постоянно сотрудничает в детских журналах Еж, Чиж, Сверчок, Октябрята. У Хармса выходит около 20 детских книг. Стихи и проза для детей дают своеобразный выход игровой стихии Хармса, но писались они исключительно для заработка и особого значения автор им не придавал. Отношение же к ним официальной партийной критики было однозначно отрицательным. В нашей стране долгое время Хармс был известен, прежде всего, как детский писатель. К. Чуковский и С. Маршак высоко ценили эту ипостась его творчества, даже в какой-то степени считали Хармса предтечей детской литературы. Переход на творчество для детей (и феноменальный успех у детской читательской аудитории) был обусловлен не только вынужденными внешними обстоятельствами, но более всего тем, что детское мышление, не связанное привычными логическими схемами, более склонно к восприятию свободных и произвольных ассоциаций. Неологизмы Хармса напоминают исковерканные ребенком слова или сознательные аграмматизмы («скаска», «песенька», «щекалатка», «валеньки», «сабачка» и т.д.).

Воздушные шары

Маланьины дети

Маленький народ

Игра проводится с подгруппой детей. Ее содержательную основу составляет стихотворение Д. Хармса. Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания текста разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

Тра‑та‑та, тра‑та‑та

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя – вот такой!

Другой дядя – вот такой!

Третий дядя – вот такой!

А четвертый – вот такой!

Одна тетя – вот такая!

А вторая – вот такая!

Третья тетя – вот такая!

А четвертая – вот такая…

Д. Хармс

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Дети имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «превратиться в воздушные шары». Для этого, подходя к каждому ребенку, он имитирует процесс накачивания шаров, затем «скручивает» из каждого «шарика» различных животных (например, Саша становится лошадкой, Вика – зайцем, Оля – обезьянкой и т. д.). Педагог предлагает детям изобразить «воздушные шарики», летящие по небу, и читает стихи:

Шарики воздушные

По небу летят.

Шарики воздушные

Похожи на зверят.

Разноцветные шары

Очень ярки, посмотри!

Дети стремятся передать движениями особенности формы своего шарика. При повторении игры педагог изменяет форму «шаров».

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

Педагог делит детей на две команды: одна – «зрители», другая – «животные» разных стран. Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям» понаблюдать за «животными».

Педагог. Уважаемые телезрители! Начинаем передачу «В мире животных». Давайте посмотрим, кто живет в жарких странах.

Перед вами индийский слон. Это крупное животное, питается листьями. В жаркую погоду любит обливать себя водой из хобота. Это доставляет ему массу удовольствия. Он бережно охраняет своих детей, а когда им грозит опасность, приходит в яростное, злобное состояние.



Ребенок из команды «животных» изображает слона: как питается, как обливается водой, как отдыхает в жаркую погоду, как заботится о своих слонятах.

А вот обезьяна – быстрое, ловкое животное. Посмотрите, как она смело прыгает с одного дерева на другое! Большую помощь в этом ей оказывает длинный хвост. Обратите внимание на веселый, озорной нрав обезьяны. Она может рассмешить каждого, посмотрите как! Огорчает обезьяну появление хищников: тигра, пантеры и т. п. Она начинает тревожиться и старается быстро спрятаться.

Другой ребенок изображает повадки обезьяны, способы ее передвижения и т. д.

Таким образом представляются самые различные животные.

Класс: 2 б

Образовательная система «Школа России»

Тема: «Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина»».

Тип: урок обобщения и систематизации.

Цель: формирование у обучающихся читательской самостоятельности, навыков чтения; совершенствование дикции, навыков анализа художественного произведения; развитие творческих способностей детей; привитие интереса к литературному творчеству, чтению детской литературы.

Задачи:

Образовательные: познакомить с произведениями автора Д. Хармса «Веселый старичок», «Небывальщина»; учить прогнозировать содержание произведения; совершенствовать умение закреплять умение

Развивающие: развивать устную речь обучающихся, воображение, развивать мышление: умение прогнозировать, анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе, организованность, усидчивость, любознательность, трудолюбие, чуткость по отношению к товарищам и их мнению.

Планируемые результаты:

Личностные:

развитие речи;

совершенствование дикции;

осуществлять самоконтроль;

давать самооценку результатов успешности своей деятельности;

возможность развивать на уроке творческие способности;

развитие физического здоровья.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

овладеть способностью понимать учебную задачу урока;

отвечать на поставленные вопросы;

обобщать собственные представления;

Регулятивные УУД:

самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

принимать учебную задачу и следовать указаниям учителя;

слушать собеседника и вести диалог;

Коммуникативные УУД:

вступать в речевое общение;

контролировать свои действия при работе в группе;

уметь договариваться и приходить к общему совместному решению.

Предметные:

прогнозировать содержание произведения;

планировать работу на уроке;

придумывать свои вопросы по содержанию;

подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью;

отличать жанры устного народного творчества.

Оснащение : Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1. Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий; выставка книг и портрет Д. Хармса; карточки (текст речевой разминки); аудиозапись.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Зовут меня Татьяна Валерьевна.

Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Наведите, пожалуйста, порядок на своих рабочих местах. Проверьте свою готовность к уроку. Все ли необходимые предметы расположены на ваших рабочих местах?

Молодцы.

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

Дети проверяют на своих рабочих местах наличие необходимых предметов.

Личностные:

внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения;

осуществлять самоконтроль .

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

проводить пошаговый контроль самостоятельно.

II. Речевая разминка

Наш с вами урок мы начнем с речевой разминки. Сегодня мы будем работать со скороговоркой Елены Благининой. Она построена так же, как и народная скороговорка. Но она является авторской, так как у нее есть автор.

Сначала прочитаю скороговорку вам я.

«У Вари на бульваре

Варежки пропали.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара»

– … прочитай, пожалуйста, нам скороговорку медленно.

Хорошо, молодец.

Молодец, спасибо.

С интонацией удивления нам прочитает …

Хорошо, молодец!

Ребята, какие звуки повторяются в этой скороговорке?

Дети слушают скороговорку.

Дети читают поочередно.

Звуки [в], и [р].

Личностные:

развитие речи;

совершенствование дикции;

осуществлять самоконтроль .

III. Актуализация опорных знаний и способов действий

А сейчас давайте вспомним о задании, которое вы выполняли дома.

Что вам было задано?

Правильно!

– …, пожалуйста, прочитай то, что ты подготовил(а).

– …, что ты подготовил(а)?

Хорошо, молодцы.

Обучающиеся читают то, что они приготовили к уроку (веселые стихи, небылицы, перевертыши).

Метапредметные:

Познавательные УУД:

выделять из содержания урока известные знания и умения;

отвечать на поставленные вопросы.

Предметные:

отличать жанры устного народного творчества .

IV. Комплексное применение и систематизация знаний

IV. I. Динамическая пауза

Работа по теме урока

Ребята, тема нашего урока звучит так: «Самостоятельное чтение. Даниил Иванович Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина»».

Откройте учебники на странице 102.

Кто прочитает название стихотворения?

Хорошо, спасибо.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию к стихотворению. Как вы думаете, о чем оно?

А ты как думаешь?

– …, что ты можешь сказать о содержании стихотворения, рассмотрев иллюстрации к нему?

Хорошо, молодцы.

А сейчас мы с вами прослушаем аудиозапись стихотворения «Веселый старичок».

Звучит аудиозапись песни «Веселый старичок».

Ребята, какое впечатление стихотворение произвело на вас?

Хорошо. Что нам скажет …?

Прочитайте стихотворение еще раз, самостоятельно. И покажите свою готовность глазками.

Отлично. Теперь нам … прочитает стихотворение вслух. Пожалуйста, начинай.

– …, пожалуйста, прочитай еще раз.

Понравилось ли вам это произведение? Почему?

Н

Ребята, а почему старичок был веселым?

Ребята, продумайте и задайте вопросы по содержанию стихотворения.

Можно ли назвать это стихотворение небылицей?

А почему вы так считаете? (Небыли́ца или небыва́льщина – жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объема, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искаженной действительности).

А как думаешь ты, …?

Как считает у нас …?

Ребята, сейчас мы с вами немножечко отдохнем и проведем небольшую разминочку. Поднимайтесь со стульчиков, становитесь свободно, широко расставив ноги, и повторяйте за мной.

« А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко»

Повторим наши разминку, ускорим немного темп.

Молодцы! Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Размялись? Тогда продолжим наш урок. Ребята, а что вы знаете об авторе стихотворений, Данииле Ивановиче Хармсе?

Я вам расскажу.

Материал для учителя

Даниил Иванович Хармс (Ювачев) (1905-1942) – поэт, прозаик, драматург, детский писатель.

Родился в Петербурге в семье дворянина-народовольца. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.

В юности поэта привлекали такие человеческие качества как шарм, обаяние. И в 1922 году он подписался под шуточным стихотворением Чармс. Постепенно закрепился псевдоним Хармс.

В середине 1920-х гг. Д. Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий – объединились в литературно-поэтическую группу ОБЭРИУ. Это расшифровывалось как «Объединение реального искусства».

Поэтов часто спрашивали: почему в конце буква У? «Потому что, потому, что кончается на У!» – отвечали они. Для веселья. Все члены этой группы считали себя шутами, и поэзия их была шутовской. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, писали бессмысленные стихи, экспериментировали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Еж» самыми популярными в те годы.

Ребята, сейчас мы с вами прочитаем стихотворение Даниила Ивановича на странице 103.

Скажите, как оно называется?

Правильно.

Сначала я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и следите по тексту.

А сейчас прочитайте стихотворение про себя. И покажите свою готовность глазками.

Прочитали? …, прочитай, пожалуйста, вслух стихотворение.

Спасибо, молодец.

А … сейчас прочитает нам так, чтобы передать при чтении удивление от неожиданности происходящего. Пожалуйста, начинай.

Хорошо, молодец.

Ребята, как вы понимаете значение слова небывальщина ?

А как считает …?

А ты как думаешь?

Хорошо.

Ребята, а в чем его необычность? О чем может рассказываться в этом стихотворении?

Ребята, понравилось ли вам это произведение?

Чем?

А какие строчки вызвали смех?

Ребята, н азовите главных героев стихотворения.

Правильно, молодцы!

Дети открывают учебник на странице 102, читают название стихотворения.

Ответы детей ( Д. Хармс).

Дети рассматривают иллюстрацию.

Ответы детей по содержанию.

Слушание аудиозаписи.

Ответы детей.

Дети читают стихотворение.

Читают хорошо подготовленные ученики.

Ответы детей.

Ответы детей (Веселый старичок, паук, стрекоза).

Ответы детей (Потому что смеялся).

Вопросы детей.

Ответы детей (Да).

Ответы детей ( Потому что стихотворение небольшого объема и комического содержания).

Дети должны стоять широко расставив ноги:

Руки на пояс,

руки на плечи,

руки вверх,

два хлопка.

Темп ускоряется.

Дети рассаживаются по своим рабочим местам.

Ответы детей.

Дети слушают рассказ.

Ответы детей («Небывальщина»).

читает стихотворение вслух.

читает стихотворение вслух.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей (Медведь, свинья, поросята).

Метапредметные:

Познавательные УУД:

овладеть способностью понимать учебную задачу урока.

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу и следовать указаниям учителя.

Коммуникативные УУД:

понимать сущность и содержание поставленных вопросов;

соблюдать правила вежливости при общении;

допускать существование разных точек зрения;

Предметные:

придумывать свои вопросы по содержанию.

Личностные:

развитие физического здоровья;

осуществлять самоконтроль.

V. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Ребята, а сейчас у нас будет небольшое творческое задание. Попробуйте с соседом по парте сочинить небольшое стихотворение, похожее на «Небывальщину», заменив в нем одного-двух героев .

Получилось? Прочтите, пожалуйста, каким у вас вышло стихотворение.

Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Дети пробуют сочинить небольшое сочинение.

Два-три обучающихся читают получившиеся стихотворения.

Личностные:

возможность развивать на уроке творческие способности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

слушать собеседника и вести диалог.

Коммуникативные УУД:

вступать в речевое общение;

уметь договариваться и приходить к общему совместному решению;

контролировать свои действия при работе в группе.

Предметные:

подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

VI. Подведение итогов урока

Ребята, давайте вспомним, стихотворения какого поэта звучали на сегодняшнем уроке?

Где их можно найти?

С какими стихотворениями вы сегодня познакомились, ребята?

Хорошо, молодцы.

Ответы детей ( Даниил Иванович Хармс ).

Ответы детей (В книгах, в журналах).

Ответы детей («Веселый старичок», «Небывальщина»).

Метапредметные:

Познавательные УУД:

обобщать собственные представления.

VII. Информация о домашнем задании

Ребята, а сейчас давайте запишем домашнее задание. Открывайте свои дневники. Вашим заданием будет: подготовиться к выразительному чтению стихотворений «Веселый старичок» и «Небывальщина»; а также найдите в журналах или книгах другие стихи Даниила Ивановича Хармса и приготовьтесь читать их в классе.

Все записали? Молодцы. Можете закрывать дневники.

Дети открывают дневники и записывают домашнее задание.

Личностные:

осуществлять самоконтроль.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

использовать полученную информацию на уроках в повседневной жизни.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, за что бы вы похвалили себя сегодня?

Что у вас особенно хорошо получилось на уроке?

Ребята, обратите внимание, у вас, у каждого, на столах лежат сигналы, по две маленькие картинки – веселый и грустный смайлики. Если вам все понравилось на уроке, и вы со всем справились, то покажите веселый смайлик. Если вы считаете, что вам что-то не удалось, то покажите грустный смайлик.

Подумайте немного, вспомните, что вы сегодня делали на уроке и решите.

Готовы? Показывайте.

Хорошо, молодцы.

Тебе что понравилось?

А тебе?

Ты чем справилась?

Как ты думаешь, с чем тебе не удалось справиться?

А ты?

Хорошо. Молодцы!

Сегодня вы активно работали на уроке и проявляли свою инициативу. Молодцы, ребята!

Наш урок подошел к концу. Я благодарю всех за работу на уроке.

Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. До свидания.

Ответы детей.

Показ детьми сигналов.

Ответы детей.

Личностные:

давать самооценку результатов успешности своей деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

оценивать свои достижения на уроке.

Даниила крестили 5 (18) января 1906 года в церкви собора Пресвятой Богородицы при «Убежище принцессы Ольденбургской». Крестными были его дядя Петр Павлович Ювачев и тетя Наталья Ивановна (сестра Надежды Ивановны).

Отец Даниила по служебным делам был в постоянных разъездах, и за воспитанием сына следил в основном в письмах, которыми регулярно обменивался с женой. Таким образом голос отца постоянно был слышен, что создавало, как можно полагать, достаточно фантастический эффект зримого отсутствия при постоянном ощущении участия в реальной жизни. Отец стал для Хармса неким высшим существом, уважение к которому, по рассказам современников, воплощалось, например, в том, что сын, до конца жизни отца, вставал в его присутствии и разговаривал с отцом только стоя. Можно предположить, что «седой старик» в очках и с книгой, являющийся в нескольких текстах Хармса, навеян обликом отца.

По этим письмам можно получить некоторое представление о том, как Даниил рос и воспитывался. В одном из писем Надежда Ивановна пишет мужу: «Сегодня получили 3 твоих письма, от 10 и 11, и открытку. Данюк в восторге, все время носит это письмо и всем читает, но никто ничего не понимает». 16 июня 1910 года: «Даня всем рассказывает, что у него папа студент и учит гимнастике, откуда он это взял, неизвестно, вообще врет много».

Достаточно рано Даниил познакомился с православной символикой. 4 февраля 1907 года его мать пишет: «Научился он креститься и все крестится и кланяется», а 22 октября 1910 года: «Сегодня был молебен. Данила все время стоял, молился и, когда клал земной поклон, то руки на полу складывал так, как делаешь это ты, и следил, чтобы и все так делали».

Отец в письмах давал советы по воспитанию сына. Сам он был аскетом, питался очень скромно, не любил никаких излишеств и обычно довольствовался самым малым. Сына он тоже советовал воспитывать в строгости, однако мать не очень старалась выполнять эти указания. Она очень любила Даню и частенько его баловала.

Даня был способным ребенком. Очень рано научился читать (ему не было еще и пяти лет). В письме мужу от 18 октября 1910 года Надежда Ивановна рассказывает, что сын «ужасно занят книгами, теперь это его более всего занимает, но я не позволяю ему много читать, а то по ночам во сне все болтает, если ему много читать. Наизусть катает целые рассказы».

1 ноября 1910 года она продолжает эту тему: «Данилка страшно увлекается опять книгами и даже просит меня ничего ему на именины не дарить, кроме книг». Наверное, поэтому в 1912 году она отвечает Ивану Павловичу на его пожелания интенсивнее развивать сына: «Развивать Даню нечего, он для своих лет развит слишком много. Занимается прекрасно, с таким вниманием, глаз не поднимет, пока идет урок, на что-либо, не касающееся урока, так чего еще от него ты хочешь?»

В письме мужу от 27 июня 1911 года Надежда Ивановна сообщает, что сын «все время строит какие-то машины, водопроводы, фантазия у него так разыгрывается, что он без конца рассказывает, какая для чего у него машина состроена». Вероятно, любовь Ювачева-Хармса к созданию не имеющих явного прикладного смысла «сооружений», о которой писали впоследствии многие знавшие его мемуаристы, закладывалась именно в первое десятилетие его жизни.

Даниил получил неплохое домашнее образование. Немецкому языку его обучала учительница-немка, а отец учил английскому. В 1912 году, то есть в шесть лет, он уже не только свободно читал, но и писал, причем, как отмечала мать, «очень грамотно». В 1915 году он поступил в первый класс реального училища (Невский проспект, 22а), которое входило в состав Главного немецкого училища святого Петра в Петрограде (Петришуле или по-немецки - St. Petrischule). Он был старательным учеником, хотя впоследствии одноклассники вспоминали о его любви к розыгрышам: то он играл во время уроков на валторне (!), то упрашивал учителя не ставить ему двойку, изображая «сироту», и т. п. На первые годы его учебы в реальном училище приходится и первое свидетельство о том, что Даниил пытался писать что-то самостоятельное. Его тетка Наталья Ивановна Колюбакина в письме от 3 марта 1916 года рассказывает, что «Данила сидит рядом со мной и пишет какую-то сказку для Наташи - произведение собственной фантазии».

Революция и Гражданская война изменили уклад семьи. В Петрограде начались голод, разруха и болезни, с занятиями в школе было покончено. Сначала Ювачевы еще пытались продолжать учить сына дома. Но в 1918 году, когда стало понятно, что речь идет уже не об обучении, а о спасении жизни, родители увозят сына в Хвалынский уезд Саратовской губернии, к родственникам Надежды Ивановны.

В 1919 году они возвращаются, и Даниил проводит лето в Детском Селе (так стало называться Царское Село после революции) у Натальи Ивановны Колюбакиной - своей тетки и крестной.

В январе 1920 года его мать поступила на работу - она стала кастеляншей в Барачной больнице им. С.П. Боткина, чуть позднее туда же устроили 14-летнего Даниила. С 13 августа 1920-го по 15 августа 1921-го он числится «подручным монтера» в этой же больнице.

В 1920 году семья Ювачевых поселилась в здании бывшей больничной прачечной по адресу: Миргородская улица, д. 3/4, кв. 25, где и прожили до конца 1925 года. Отец продолжал служить «по финансовой части»: после февраля 1917 года он работал старшим ревизором Государственных сберегательных касс, а после октября - старшим инспектором Центрального бюджетно-расчетного управления Наркомата финансов. В 1923-1924 годах он уже был заведующим счетным отделением рабочего комитета на строительстве Волховской ГЭС.

Примерно в 1921-1922 годах Даниил Ювачев выбирает себе псевдоним «Хармс», который постепенно настолько «прирос» к нему, что превратился в часть фамилии. В 1930-е годы, когда всем советским гражданам выдали паспорта, он приписал в паспорте к своей фамилии через дефис вторую часть, так что получилось «Ювачев-Хармс».

В дальнейшем Хармс подписывался и другими именами. (Подробнее в статье «Псевдонимы Хармса»)

Новое на сайте

>

Самое популярное