Домой Развитие Гарин-михайловский николай георгиевич. Гарин-михайловский николай георгиевич Краткое содержание рассказа детство темы гарин михайловский

Гарин-михайловский николай георгиевич. Гарин-михайловский николай георгиевич Краткое содержание рассказа детство темы гарин михайловский

Рассказ «Детство Темы» Гарина-Михайловского был написан в 1892 году. Это автобиографическое произведение, в котором писатель уделил особое внимание периоду, в котором человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен – детству.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Темы» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Артемий Карташев (Тема) – живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.

Другие персонажи

Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, прямой, честный, твердый мужчина.

Аглаида Васильевна Краташева – мать Темы, добрая, чуткая, все понимающая женщина.

Зина – старшая сестра Темы, с которой он постоянно конфликтует.

Таня – любимая горничная Темы, добрая и приветливая девушка.

Вахнов, Иванов, Касицкий, Данилов – одноклассники Темы.

Глава 1. Неудачный день

Утро восьмилетнего Темы начиналось, как всегда, очень радостно. После гигиенических процедур и завтрака мальчик отправился на террасу, где увидел, как расцвел « любимый папин цветок, над которым он столько возился ».

« Маленькое сердце Темы » затрепетало от счастья – он представлял, как обрадуется папа, и как они вместе отправятся к главному садовнику ботанического сада, чтобы показать этот чудесный цветок.

От переполнявших чувств Тема захотел поцеловать цветок, но, не удержав равновесие, упал и сломал его. С ужасом взирая на сломанный цветок, Тема отдал бы все, что угодно, « чтобы все вдруг остановилось » и беда прошла стороной.

Мальчик представлял, как отец, узнав о содеянном, страшно накажет его. Не в силах вынести эти муки, Тема решил исправить ситуацию и воткнул стебель цветка в землю. Скрывшись на кухне, он с облегчением узнал, что родители собрались уезжать – наказание откладывалось.

Провожая родителей, Тема особенно горячо поцеловал мать, и та заподозрила, что совесть мальчика не чиста. Отец же решил, что подобное воспитание превратит его сына в « какую-то противную слюнявку ».

Оставшись без родительского надзора, Тема принялся вовсю шалить. Он взобрался на резвую лошадь и, немного проскакав, упал с нее. Затем принялся ругаться с бонной и драться со старшей сестрой Зиной.

Оставшись в одиночестве, Тема предложил Иоське – сыну посудомойки – поиграть с ним в обмен на кусочки сахара. За воровством сахара мальчика застукала бонна-немка и сестра. Теперь уж точно не избежать отцовского наказания!

Когда началась гроза, Тема вспомнил, что давно не видел свою собаку Жучку. Он бросился на улицу искать ее, и в этот миг столкнулся с отцом.

Глава 2. Наказание

Выявив « полную несостоятельность системы воспитания сына », отец решил наказать его. Тема предложил отрубить ему руки или отдать разбойникам, но отец решил иначе. Он принялся пороть мальчика, невзирая на его мольбы прекратить это. В душе ребенка впервые проснулась ярость и ненависть, и он укусил руку отца. Не выдержав криков, мать вбежала в кабинет, и остановила порку.

Глава 3. Прощение

Мать заметила « маленькую фигурку Темы, лежащего на диване с уткнувшимся лицом ». Аглаида Васильевна решила его не беспокоить, и отправилась в свои покои. Женщина укоряла себя за то, что допустила телесное наказание сына. Она считала, что детей нужно не бить, а объяснять, убеждать и рассказывать – « вот задача правильного воспитания ».

Узнав, что сын ничего не ел весь день, Аглаида Васильевна очень расстроилась. Вечером она приготовила для Темы ванну и приглушила свет. Она знала, что во время порки Тема намочил штанишки, и приказала всем сделать вид, будто ничего не случилось.

Тема самостоятельно вымылся и, увидев специально оставленный хлеб, съел его. Любимая его горничная – добрая и приветливая Таня – предложила мальчику пожелать доброй ночи родителям, и он нехотя согласился.

Не выдержав напряжения дня, Тема горько заплакал, « закрывая руками лицо ». Он рассказал матери обо всем, что случилось, и слезы принесли его душе долгожданное облегчение. Аглаида Васильева объяснила сыну, что « трусить, бояться правды – стыдно », и нужно было сразу признаться в содеянном – тогда бы и наказания никакого не было.

Глава 4. Старый колодезь

От няни Тема узнал, что его любимицу Жучку « в старый колодезь бросил какой-то ирод» . Собака страдала, лаяла и визжала весь день, но никто ей не помог. Тема с трудом заснул, а утром почувствовал « какую-то болезненную истому» .

Преодолев слабость, мальчик отправился к заброшенному колодцу, чтобы выручить Жучку. От жалобного воя собаки « сердце Темы мучительно сжалось ». С большим трудом он спустился на дно колодца, и достал Жучку. Силы покинули Тему, и он потерял сознание.

Тема очнулся, « лежа на своей кроватке » и с ледяными компрессами на голове. Он был очень болен и находился на волосок от смерти.

Глава 5. Наемный двор

Тема боролся с болезнью все лето, и только к осени « организм ребенка взял верх ». Чтобы Тема быстрее восстановил прежние силы, родители разрешили ему « бегать и играть на наемном дворе ».

Просторный наемный двор примыкал к дому, где жило семейство Карташевых, и был отделен от него сплошной стеной. Николай Семенович сдавал это бесполезное для него место еврею Лейбе, который, в свою очередь, сдавал наемный двор по частям. На территории двора находились лавка, трактир, а также крошечные квартирки, которые Лейба « отдавал внаем всякой городской голытьбе ». Здесь было много грязных, но здоровых и веселых детей, которые « целый день бегали по двору ».

Тема с большим удивлением и не меньшим удовольствием окунулся в эту совершенно новую для него жизнь. Кучи мусора, которых было великое множество во дворе, представляли для местных мальчишек « неисчерпаемые источники богатств и наслаждений ». Тема не заметил, как за веселыми играми с его новыми приятелями пролетел год. За это время он заметно « вырос, окреп и развернулся ».

Однажды ребята зашли без спроса на бойню, где на них напал разъяренный бык. Только чудом мяснику удалось спасти Тему, и он « на прощанье надрал ему уши ». Мальчик решил отплатить за это унижение и бросил в мясника камень, разбив ему лицо. Генерал заступился за сына, в то время как Аглаида Васильевна была глубоко возмущена поступком Темы.

Глава 6. Поступление в гимназию

Тема поступил в гимназию и « в первый раз надел форму » – он был очень счастлив. Он не отказал себе в удовольствии пройтись в новенькой форме по наемному двору, чтобы все заметили его новый статус.

Тема согласился пойти с ребятами искупаться в море, где его форму украл какой-то старик. Ему пришлось голышом пробираться по городским улицам, и он с трудом стерпел это неслыханное унижение. Пока шили новую форму, Тема был вынужден сидеть дома, и он явился в гимназию с опозданием.

Свободное место оказалось на последней парте, где сидел верзила – четырнадцатилетний Вахнов. Из-за него первый день Темы в гимназии оказался на редкость мучительным. Однако он не стал ябедничать директору на Вахнова, и тот решил исключить его из гимназии.

Карташевы « поехали объясняться к директору ». На педагогическом совете было решено в течение недели оставлять Тему на лишний час в гимназии в качестве наказания.

Глава 7. Будни

В тот же год в гимназию поступила и Зина, и теперь брат с сестрой каждое утро отправлялись вместе на учебу. Тема любил предаваться фантазиям, и часто опаздывал, за что его постоянно ругали учителя.

Вахнов не прекратил издеваться над более слабым и беззащитным Темой, который неизменно получал плохие оценки по поведению. Вахнов измывался не только над Темой, но и над слабым учителем немецкого языка, страдавшего от « тяжелой, неизлечимой » болезни.

Тема рассказал матери о больном учителе, и они отправились навестить его. Там они встретили Томылина – учителя естественной истории, которого любили все ученики. Аглаида Васильевна выразила ему благодарность за его методы преподавания, а также за его чуткость и стремление оберегать « чувство собственного достоинства ребенка ».

Зина и Тема вместе делали уроки, « всегда под непосредственным наблюдением матери ». Они очень отличались в своем отношении к урокам: Зина была старательной, трудолюбивой ученицей, в то время как Тема всячески старался увильнуть от своих обязанностей.

После уроков Тема немного бродил по дому, а после ложился спасть, ведь рано утром нужно было идти в школу – так проносилась череда « скучных, тоскливых дней »…

Глава 8. Иванов

Учитель немецкого языка все-таки умер, и на его место пришел новый преподаватель. Как-то незаметно для себя Тема « сошелся с своим новым соседом, Ивановым ». Тихий и спокойный мальчик оказал большое влияние на Тему – благодаря новому другу он пристрастился к чтению, и уже во втором классе с упоением читал Гоголя, Майн-Рида, Вагнера.

Иванов был круглым сиротой и жил у родственников. Он сразу понравился Аглаиде Васильевне, которая жалела его. Тема рассказал матери, что приятель пригласил его летом отдохнуть у них в деревне. Аглаида Васильевна согласилась, но только с тем условием, что Тема благополучно перейдет в третий класс.

Глава 9. Ябеда

Однако планам Темы отправиться летом в деревню не суждено было сбыться. Однажды Вахнов решил отомстить учителю французского языка и всунуть в его стул иголку. Он рассказал об этом Иванову и Теме, но вместо одобрения услышал, что это « гнусная гадость ».

Когда учитель пожаловался директору на злую проделку, тот привел к себе в кабинет Тему, и принудил его назвать имя проказника. Вахнова исключили из гимназии, также выгнали и Иванова, который даже под угрозой исключения не мог « сделать подлость ». После этой истории Тема чувствовал себя отвратительно.

Он рассказал всю правду только матери, и та предложила ему помолиться и попросить у Бога « твердость и крепкую волю в минуты страха и опасности ».

Глава 10. В Америку

Тема сдружился с Касицким и Даниловым – только эти мальчики из всего класса пожалели его после неприятной истории с Ивановым и Вахновым. Новые приятели решили сидеть за одной партой.

Данилов, как истинный сын капитана порта, « спал и грезил морем ». Он « давно уже умел и грести, и управлять рулем », и предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. Вскоре « прогулки по морю стали излюбленным занятием друзей ». Зимой же, когда море замерзало, они просто гуляли по берегу, слушая увлекательные истории Касицкого.

Однажды ребята решили отправиться в Америку. Они стали копить деньги, и даже построили лодку. Впрочем, уплыть им не удалось, но они не слишком огорчились – на носу были важные экзамены.

Глава 11. Экзамены

Во время сдачи экзаменов Тема уверенно держал оборону, и рассказывал родителям, что все предметы сдает хорошо. Но вскоре выяснилось, что « он срезался по трем предметам », и родителям нужно было лично явиться к директору, чтобы тот допустил нерадивого ученика на пересдачу.

Тема ждал проявления гнева и упреков в свой адрес, но родители отнеслись с презрением к его слабым познаниям, но главное – к обману. Мучаясь от стыда, он решил – « отчего бы ему не умереть?!» . Тема представил, как бы огорчились родители, и « злое, недоброе чувство » шевельнулось в его сердце.

Недолго думая, Тема привел в исполнение свой план и наглотался серных головок от спичек. К счастью, Таня вовремя заметила намерение Темы, и его удалось спасти.

Родители договорились с директором о пересдаче экзаменов, и Тема всю неделю « не мог оторваться от книг ». После блестящей сдачи всех предметов директор заметил, что Тема при желании мог « бы быть украшением гимназии ».

Глава 12. Отец

Здоровье Николая Семеновича Карташева стало заметно ухудшаться. « Он стал мягче, ласковее », и вся чаще искал общества родных людей.

Тема поделился с родителями своей мечтой – поступить на флот, и отец неожиданно поддержал его. Он принялся рассказывать мальчику увлекательные истории из своей прошлой военной жизни, красочно описывал сражения, отношения с товарищами по оружию.

Вскоре Николай Семенович почувствовал себя настолько плохо, что слег в постель, и уже больше не вставал. Беспомощность некогда отважного генерала « щемила сердце и вызывала невольные слезы ».

Перед смертью Николай Семенович успел благословить своих детей, и на рассвете скончался. С уходом отца закончилось и детство Темы…

Заключение

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 488.

В одесской усадьбе в большой семье отставного генерала Николая Семёновича Карташева растёт его старший сын Тёма. Характер николаевского генерала суровый, и он держит своих детей в строгости, приучая их дисциплине. У матери Тёмы Аглаиды Васильевны, умной и образованной женщины, противоположные взгляды на воспитание детей. Она считает, что детей нельзя унижать и держать в страхе перед телесными наказаниями.


Восьмилетний Тёма растёт подвижным, шаловливым ребёнком.
Сегодня его преследуют неудачи. Нечаянно он ломает любимый отцовский цветок, но в страхе перед предстоящим наказанием не признаётся в этом. Затем следуют самовольная скачка на лошади, разбитая посуда, разорванная юбка гувернантки и, наконец, кража сахара. Отец жестоко выпорол ребёнка. На всю жизнь у Тёмы сохранилась память о жестоких экзекуциях и недоброе чувство к отцу. Аглаида Васильевна знает, что у её сына доброе сердце, и он не заслужил такого жестокого наказания. Чуткая, но строгая любовь матери находит отклик в душе Тёмы, и он признаётся ей во всём. Мальчик испытывает облечение, но всё ещё находится в стрессе из-за перенесенных мучений.
Тут он вспоминает свою любимую собачку Жучку. Няня сообщает ему, что какой-то негодяй бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма спускается в колодец, и, рискуя жизнью, спасает свою любимицу. Воистину отважный поступок! Этот эпизод врезался в память Тёмы. В дальнейшем, при сложных жизненных перипетиях он будет вспоминать это событие, произошедшее тёплой летней ночью. Так, решив покончить с собой, он в прощальном письме к матери сравнивает себя с брошенной в колодец собачкой.


Тяжёлые сутки заканчиваются для Тёмы долгой, тяжёлой болезнью. Здоровый детский организм побеждает, и Тёма радуется своему выздоровлению.
Тёма получает разрешение играть с ребятишками на «наёмном пустыре» - участке усадьбы, который Карташев сдаёт в аренду. Здесь мальчик находит новых друзей, участвует во всех играх, ходит с ними на море. Привольная жизнь длится ещё два года.
Но тут Тёме пора поступать в гимназию. Он успешно выдерживает вступительный экзамен и становится гимназистом.


Новая жизнь - новые эмоции и впечатления: страх перед строгим учителем латыни, привязанность к доброму учителю естественной истории, новые друзья.
Но проходит время, эмоции тускнеют, и наступают однообразные гимназические будни.
Тёма дружит с одноклассником Ивановым, добрым и спокойным мальчиком. Иванов любит читать и приобщает Тёму к чтению. Однако после прискорбного происшествия Иванова исключают из гимназии. Дружба заканчивается по серьёзной причине: Иванов становится очевидцем неблаговидного поступка друга. За Тёмой закрепляется репутация доносчика. Ему тяжело пережить бойкот одноклассников.


У Тёмы появляются новые друзья. С ними он строит планы путешествия в Америку. Приятели приступают к строительству лодки, на которой они предполагают совершить путешествие. Разумеется, это идёт в ущерб учёбе и приводит к плохим отметкам в гимназическом журнале, о которых родители не знают.
Конечно, путешествие в Америку не состоялось, а пробелы в учёбе дали о себе знать. Тёму охватывает страх перед провалом на экзаменах. Его даже посещает мысль о самоубийстве, он хочет отравиться спичками. К счастью, всё заканчивается благополучно. Тёма успешно сдал экзамены и перешёл в третий класс.
Отец Тёмы с годами стал мягче и сблизился с детьми. Он чаще общается с ними, рассказывая о былых походах и сражениях. Но здоровье генерала слабеет с каждым днём, и он умирает. Золотое детство Тёмы закончилось.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Детство Темы». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Детство Темы Иванов Вместо прежнего школьного учителя Бориса Борисовича в класс приходит молодой немец Ро­берт Иванович Клау. Ученики сразу почувство­вали, что он - совсем не такой, как Борис Бори­сович. Тема подружился со своим соседом по парте Ивановым и даже стал во всем подражать ему. Говорил, что любит его так же, как маму. Иванов умел рассказывать разные интерес­ные истории, пугал страшилками. Теме очень нравились его рассказы. «Смотрит на него Тема, смотрит на маленький, болтающийся в воздухе порыжелый сапог Иванова, на лопнувшую кожу этого сапога; смотрит на едва выглядывающий, засаленный, покрытый перхотью форменный воротничок; смотрит в его добрые светящиеся глаза и слушает, и чувствует, что любит он Ива­нова, так любит, так жалко ему почему-то этого маленького, бедно одетого мальчика, которому ничего, кроме его рассказов, не надо, - что го­тов он, Тема, прикажи ему только Иванов, все сделать, всем для него пожертвовать». Благодаря Иванову Тема стал много читать. Потом он узнал, что Иванов - круглый сирота, живет у своих богатых родственников, помещи­ков, но они его не очень любят. Еще Иванов час­то говорил Теме, что летом надо ехать в деревню к его родственникам, там очень интересно, рас­тут вишни, много книг… Он просил маму отпус­тить его, а она в ответ обещала сделать это, но ес­ли Тема перейдет в третий класс. Теме очень хотелось в деревню. Он мечтал, как поедет туда, какое это будет счастье, как он привезет оттуда много вишен маме. По утрам, когда Теме не хотелось вставать, он вспоминал своего друга, и, сознавая, что сейчас увидит его, его охватывало сладкое чувство. Он с радостью представлял, как сейчас увидит Ива­нова и как будет здорово, когда их одноклассник Корнев будет из зависти к ним ронять всякие обидные высказывания в их адрес. В такие ми­нуты Тема считал себя самым счастливым чело­веком. Ябеда Однако настало время, когда дружба Темы с Ивановым прекратилась и мечты о деревне не осуществились. И «даже самое воспоминание об этих лучших днях из детства Темы жизнь безжа­лостно наложила свою гадливую печать, как бы в отместку за доставленное блаженство». Учитель французского языка Бошар был гру­бым и жестоким по отношению к ребятам. На уроках он хлопал своей широкой, пухлой ла­донью и кричал по-французски громким равно­душным голосом: «- Voyons, voyons dons!» Что означало: «Эй, вы, потише!» Однажды на его уроке произошло нечто, из­менившее жизнь Темы. Во время занятия в ма­ленькое круглое окошко класса, проделанное в дверях, заглянул чей-то глаз. Вахнов показал глазу кукиш. Оказалось, что глаз принадлежал Ивану Ивановичу, который потребовал Вахнова к директору. Вахнов испугался и стал уверять, что это не он и что Бошар может это подтвер­дить. Однако Бошар его не спас, и Вахнову при­шлось идти к директору. В коридоре он стал на колени и стал умолять пощадить его. В школе все знали, что у Вахнова очень строгий отец, и Иван Иванович пожалел мальчика. Эта история дошла до директора, и педагоги­ческим советом Вахнов был приговорен к двух­недельному аресту по два часа каждый день. Вахнов посчитал, что донес Бошар. В классе же к Вахнову установилось нечто по­добное сочувствию. Он понимал, что это времен­ное явление и для того, чтобы сделать его посто­янным, нужно потрудиться. «Бедная голова Вахнова, может быть, в пер­вый раз в жизни, была полна другими мыслями, чем те, какие внушало ей здоровое, праздное те­ло пятнадцатилетнего отупевшего отрока. Его мозги тяжело работали над трудной задачей, с которой он и справился наконец». Однажды на уроке, за миг до его начала, Вах­нов поведал Теме и Иванову о том, что он всунул в стул, на который сядет Бошар, иголку. Маль­чики ужаснулись, но не стали выдавать Вахно­ва, так как это было не по-товарищески. Бошар величественно вошел и опустился на стул, в то же мгновение вскочил с него с пронзи­тельным криком. Когда он нашел иголку, то вы­скочил вон из класса. Через некоторое время по­явился совершенно бледный директор, который бросился к последней скамейке. На ней как раз сидели Тема, Иванов и Вахнов. Директор схватил Тему и потащил его к себе в кабинет. Тему охватил ужас, особенно после того, как директор повернул в двери ключ. Он стал кричать, что не имеет отношения к случив­шемуся. Директор же пытался вырвать из него признание, кто это сделал. «Впившиеся черные горящие глаза ни на мгновение не отпускали от себя широко раскры­тых глаз Темы. Точно что-то, помимо воли, раз­двигало ему глаза и входило через них властно и сильно, с мучительной болью вглубь, в Тему, туда… куда-то далеко, в ту глубь, которую толь­ко холодом прикосновения чего-то чужого впер­вые ощущал в себе онемевший мальчик… Ошеломленный, удрученный, Тема почув­ствовал, как он точно погружался куда-то…». И Тема не выдержал и, умоляя о пощаде, не­чаянно выложил, все, что знал. Удовлетворенный директор запер мальчика в соседней комнате, а сам ушел. Тема закричал. Через некоторое время Тема услышал, как в кабинете директора раздаются крики. Это ди­ректор пытался вырвать признание у Иванова. «- Я не могу, я не могу… - доносился как будто с какой-то бесконечной высоты до слуха Темы быстрый, дрожащий голос Иванова. - Де­лайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать…». Тогда директор сказал, что Иванов исключа­ется из гимназии. Мальчик ответил, что даже, несмотря на это, он не пойдет на подлость. Через полчаса состоялось определение педаго­гического совета, на котором было решено, что Вахнов исключался из гимназии, родным Ивано­ва предложено было добровольно взять его, а Кар­ташев наказывался на неделю оставаться во вре­мя обеда в гимназии по два часа каждый день. Теме приказали идти в класс, и он чувствовал себя страшно униженным. Ему хотелось умереть. Сознавать, что ты - ябеда, было невыносимо. Дома он рассказал все родителям, но скрыл, что сам выдал товарища. Мама догадалась, что было что-то, о чем ее сын промолчал и стала вы­яснять, что же он скрывает. Не выдержав, Тема расплакался и все рассказал. Мама сказала, что впредь ему следует помнить о своей слабости и контролировать себя, а пока же нужно успоко­иться. Но еще долго вечером Тема молился и вспоминал Иванова, и сознание того, что он его больше не увидит, действовало на него так страшно, что он визжал от боли и, впиваясь зу­бами в подушку, застывал в тоске. Когда Тема мечтал о летней поездке в дерев­ню, он не предполагал, что его замечательные отношения с Ивановым могут испортиться. Он с удовольствием представлял свой отдых в компа­нии лучшего друга, их каникулы, наполненные интересными занятиями. В этот момент ничто не грозило их дружбе. Однако всего одного момента бывает достаточно, чтобы разбилось нечто свет­лое и прекрасное. Жестокое нравственное испы­тание выпадает на долю Темы. Растерянность и страх не лучшие помощники, в данном случае они сыграли с главным героем злую шутку. По су­ти, Тема совершил предательство. Однако он сде­лал это не специально, просто не справился с ис­пугом. Потом же его сильно мучила совесть, однако он и тогда не смог побороть свой страх и пойти к своему другу, чтобы попросить у него прощения. Основная мысль двух данных глав за­ключается в том, что нельзя позволять страху одерживать над собой верх. Как бы ни был силен испуг, нужно взять себя в руки. В Америку Отныне классная комната была Теме отврати­тельна как свидетельница его позора. Через не­сколько дней после случившегося к Теме подо­шел Касицкий и начал с ним разговаривать. Потом их общение продолжилось и в другие дни. Наконец Косицкий спросил Тему, можно ли ему сесть вместе с ним. Тот с радостью согласился. Потом и Данилов начал поглядывать на Тему. Он ему сочувствовал, но ему было стыдно выра­зить ему свое участие. Когда же Касицкий пере­сел к Теме, Данилов тоже попросился. Тема очень обрадовался, а Касицкий закричал во все горло: «Вот мчится тройка удалая!» Данилов очень любил море и постоянно рас­сказывал друзьям о нем. Он давно уже умел и грести, и управлять рулем. Отец его был капи­таном порта, поэтому Данилов даже во сне гре­зил морем. Однажды Данилов предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. С тех пор мор­ские прогулки стали для них обычным делом. Зимой, когда море замерзло, они просто смотре­ли на него и разговаривали про корабли. Понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Данилов все обду­мал и стал собирать с друзей деньги на поездку. Отныне они экономили на школьных обедах и отдавали любые средства своему другу на со­хранение. На уроках им всегда хотелось есть, но они терпели. Данилов считал, что прямо в гавани сесть на корабль не удастся, поэтому решил узнать, ког­да отходит подходящий корабль, заранее вы­браться в открытое море на лодке и там, пристав к кораблю, объяснить, в чем дело, и уехать на нем. На корабле они хотели стать юнгами. Еще Данилов решил строить лодку. В этом ему помог отец, дал лесу и руководителей. Всю зиму шла работа; сперва киль выделали, затем шпангоуты насадили, потом обшивкой заня­лись, а затем и выкрасили в белый цвет, с синей полоской по борту. К урокам компания не готовилась. Темина мать родила еще одного сына, поэтому контроль на время ослаб, и у мальчика появились ужас­ные оценки. В школе считали, что он останется на второй год. От домашних Тема свое положе­ние утаивал. Друзья назначили свой отъезд на четвертый день Пасхи. Заграничный пароход отходил в шесть часов вечера. Решено было тронуться в путь в четыре. Когда они прыгнули в лодку, Тема подумал с замиранием сердца: «Неужели навсегда?» Они выехали в море и долго плыли, пока из гавани не показался пароход. Согласно законам аварий Касицкий выстрелил два раза из револь­вера, а Данилов выбросил специально приготов­ленный для этого случая белый флаг, навязан­ный на длинный шест. На палубе показался целый ворох белых платков, но корабль не оста­новился: там подумали, что в лодке прощаются с ними. Друзья были разочарованы. Когда же после Пасхи все собрались в школе, Касицкий не удер­жался и рассказал всем об их путешествии. Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Те­му американцами. Подготовка друзей началась после того, как все они загорелись идеей поехать в Америку. Идея часто выступает движущей силой, стиму­лом, в данном случае получилось именно так. Но при этом друзья не думали о разумности со­вершаемого. Они высчитывали, как им попасть на корабль, строили лодку, однако не представ­ляли, что будут делать, если затею удастся во­плотить. Считали, что бесплатная рабочая сила нужна везде. Но разве их жизни стали бы лучше, если бы им удалось покинуть родной дом? Мечта о море одного из мальчиков была столь сильной, что все, что составляло его нынешнее существо­вание, казалось бессмысленным. Однако вместо того чтобы сначала выучиться, а потом связать свою жизнь с морем, он вместе с друзьями совер­шает безрассудный поступок. При этом ребята не думали о своих родных, о том, как они отреа­гируют на пропажу детей. В данном случае мальчишки поступили не только эгоистично, но и глупо: в любом случае с корабля их бы вер­нули домой. Основная мысль данной главы в том, что, горя какой-то идеей, не нужно тотчас же бросаться ее исполнять. Гораздо лучше посте­пенно набираться опыта, чтобы впоследствии исполнить свою мечту так, как хотелось. Экзамены И вот подошли экзамены. Тема по-прежнему обманывал домашних, отвечая, что у него все в порядке с отметками. Экзамены кончились. На следующий день Теме пришлось признаться, что он срезался по трем предметам, что пере­держку дают только по двум, но если особенно просить, то разрешат и по трем. Мать долго презрительно на него смотрела, а потом сказала: «Негодяй!» - и толкнула его ладонью по лбу. Теме стало ужасно стыдно и обидно, он не ожидал такой реакции. Пришел отец, мать ему все рассказала, и он тоже выразил ему свое пре­небрежение. От отчаяния Теме захотелось умереть. Ему стало почти хорошо, когда он представил, как все будут бегать вокруг него, мертвого. На глаза ему попалась коробка спичек, и он подумал, что такая смерть была бы очень хороша. Когда вопрос о смерти был выяснен, реши­мость его значительно ослабела, и он почувство­вал ужас. Но все же протянул руку к спичкам, отобрал горсть их и начал потихоньку, держа ру­ки под столом, осторожно обламывать головки. Потом он налил себе четверть стакана воды, всы­пал в стакан головки спичек и… Появилась служанка, закричала, и он опро­кинул содержимое в рот. Появились отец и мать, его стали отпаивать молоком. Тема начал про­сить прощения, вид плачущей мамы его страш­но напугал. Отец, возмущенный сценой, не вы­держал и, плюнув, ушел в кабинет, а Тема продолжал вымаливать прощение. Потом Тема много занимался и, когда ему разрешили передержку по экзаменам, выдер­жал ее отлично. И, когда за нарядно сервирован­ным столом все его хвалили, ему казалось, что вот теперь он настоящий, а еще неделю назад был не настоящим Темой. Для того чтобы преодолеть свои слабости, нужно иметь очень много выдержки. Главный герой произведения смог собрать свою волю в ку­лак и исправить свои ошибки. Однако перед этим он совершил массу глупостей. Когда он за­был и думать про уроки, то уже обрек своих ро­дителей и, прежде всего маму, на страдания. По­том, получив справедливое наказание, он вместо того чтобы осознать свои ошибки, решил усугу­бить их. По сути, Тема понимал, что его обозва­ли обидными прозвищами справедливо, ведь он был виноват. Но очень часто мы обманываем са­ми себя, закрываем глаза на свои проступки, считая виновными всех вокруг. Так и Тема ре­шил наказать своих родителей, хотя виноват в своем горе был сам. То, что в итоге он смог по­нять неправильность своих действий и захотел исправить совершенное, очень хорошо, это озна­чает, что впредь Теме будет легче избегать таких ошибок. Искреннее раскаяние всегда свидетель­ствует о том, что человек стал мудрее. С героем произведения так и случилось.
Детство Темы

Иванов

Вместо прежнего школьного учителя Бориса Борисовича в класс приходит молодой немец Ро­берт Иванович Клау. Ученики сразу почувство­вали, что он – совсем не такой, как Борис Бори­сович.

Тема подружился со своим соседом по парте Ивановым и даже стал во всем подражать ему. Говорил, что любит его так же, как маму.

Иванов умел рассказывать разные интерес­ные истории, пугал страшилками. Теме очень нравились его рассказы. “Смотрит на него Тема, смотрит на маленький, болтающийся в воздухе порыжелый сапог

Иванова, на лопнувшую кожу этого сапога; смотрит на едва выглядывающий, засаленный, покрытый перхотью форменный воротничок; смотрит в его добрые светящиеся глаза и слушает, и чувствует, что любит он Ива­нова, так любит, так жалко ему почему-то этого маленького, бедно одетого мальчика, которому ничего, кроме его рассказов, не надо, – что го­тов он, Тема, прикажи ему только Иванов, все сделать, всем для него пожертвовать”.

Благодаря Иванову Тема стал много читать. Потом он узнал, что Иванов – круглый сирота, живет у своих богатых родственников, помещи­ков, но они его не очень любят. Еще Иванов час­то говорил Теме, что летом надо ехать в деревню к его родственникам, там очень интересно, рас­тут вишни, много книг… Он просил маму отпус­тить его, а она в ответ обещала сделать это, но ес­ли Тема перейдет в третий класс.

Теме очень хотелось в деревню. Он мечтал, как поедет туда, какое это будет счастье, как он привезет оттуда много вишен маме.

По утрам, когда Теме не хотелось вставать, он вспоминал своего друга, и, сознавая, что сейчас увидит его, его охватывало сладкое чувство. Он с радостью представлял, как сейчас увидит Ива­нова и как будет здорово, когда их одноклассник Корнев будет из зависти к ним ронять всякие обидные высказывания в их адрес. В такие ми­нуты Тема считал себя самым счастливым чело­веком.

Ябеда

Однако настало время, когда дружба Темы с Ивановым прекратилась и мечты о деревне не осуществились. И “даже самое воспоминание об этих лучших днях из детства Темы жизнь безжа­лостно наложила свою гадливую печать, как бы в отместку за доставленное блаженство”.

Учитель французского языка Бошар был гру­бым и жестоким по отношению к ребятам. На уроках он хлопал своей широкой, пухлой ла­донью и кричал по-французски громким равно­душным голосом:

“- Voyons, voyons dons!”

Что означало: “Эй, вы, потише!”

Однажды на его уроке произошло нечто, из­менившее жизнь Темы. Во время занятия в ма­ленькое круглое окошко класса, проделанное в дверях, заглянул чей-то глаз. Вахнов показал глазу кукиш.

Оказалось, что глаз принадлежал Ивану Ивановичу, который потребовал Вахнова к директору. Вахнов испугался и стал уверять, что это не он и что Бошар может это подтвер­дить. Однако Бошар его не спас, и Вахнову при­шлось идти к директору. В коридоре он стал на колени и стал умолять пощадить его.

В школе все знали, что у Вахнова очень строгий отец, и Иван Иванович пожалел мальчика.

Эта история дошла до директора, и педагоги­ческим советом Вахнов был приговорен к двух­недельному аресту по два часа каждый день. Вахнов посчитал, что донес Бошар.

В классе же к Вахнову установилось нечто по­добное сочувствию. Он понимал, что это времен­ное явление и для того, чтобы сделать его посто­янным, нужно потрудиться.

“Бедная голова Вахнова, может быть, в пер­вый раз в жизни, была полна другими мыслями, чем те, какие внушало ей здоровое, праздное те­ло пятнадцатилетнего отупевшего отрока. Его мозги тяжело работали над трудной задачей, с которой он и справился наконец”.

Однажды на уроке, за миг до его начала, Вах­нов поведал Теме и Иванову о том, что он всунул в стул, на который сядет Бошар, иголку. Маль­чики ужаснулись, но не стали выдавать Вахно­ва, так как это было не по-товарищески.

Бошар величественно вошел и опустился на стул, в то же мгновение вскочил с него с пронзи­тельным криком. Когда он нашел иголку, то вы­скочил вон из класса. Через некоторое время по­явился совершенно бледный директор, который бросился к последней скамейке.

На ней как раз сидели Тема, Иванов и Вахнов.

Директор схватил Тему и потащил его к себе в кабинет. Тему охватил ужас, особенно после того, как директор повернул в двери ключ. Он стал кричать, что не имеет отношения к случив­шемуся.

Директор же пытался вырвать из него признание, кто это сделал.

“Впившиеся черные горящие глаза ни на мгновение не отпускали от себя широко раскры­тых глаз Темы. Точно что-то, помимо воли, раз­двигало ему глаза и входило через них властно и сильно, с мучительной болью вглубь, в Тему, туда… куда-то далеко, в ту глубь, которую толь­ко холодом прикосновения чего-то чужого впер­вые ощущал в себе онемевший мальчик…

Ошеломленный, удрученный, Тема почув­ствовал, как он точно погружался куда-то…”.

И Тема не выдержал и, умоляя о пощаде, не­чаянно выложил, все, что знал.

Удовлетворенный директор запер мальчика в соседней комнате, а сам ушел. Тема закричал.

Через некоторое время Тема услышал, как в кабинете директора раздаются крики. Это ди­ректор пытался вырвать признание у Иванова.

“- Я не могу, я не могу… – доносился как будто с какой-то бесконечной высоты до слуха Темы быстрый, дрожащий голос Иванова. – Де­лайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать…”.

Тогда директор сказал, что Иванов исключа­ется из гимназии. Мальчик ответил, что даже, несмотря на это, он не пойдет на подлость.

Через полчаса состоялось определение педаго­гического совета, на котором было решено, что

Вахнов исключался из гимназии, родным Ивано­ва предложено было добровольно взять его, а Кар­ташев наказывался на неделю оставаться во вре­мя обеда в гимназии по два часа каждый день.

Теме приказали идти в класс, и он чувствовал себя страшно униженным. Ему хотелось умереть. Сознавать, что ты – ябеда, было невыносимо.

Дома он рассказал все родителям, но скрыл, что сам выдал товарища. Мама догадалась, что было что-то, о чем ее сын промолчал и стала вы­яснять, что же он скрывает. Не выдержав, Тема расплакался и все рассказал.

Мама сказала, что впредь ему следует помнить о своей слабости и контролировать себя, а пока же нужно успоко­иться. Но еще долго вечером Тема молился и вспоминал Иванова, и сознание того, что он его больше не увидит, действовало на него так страшно, что он визжал от боли и, впиваясь зу­бами в подушку, застывал в тоске.

Когда Тема мечтал о летней поездке в дерев­ню, он не предполагал, что его замечательные отношения с Ивановым могут испортиться. Он с удовольствием представлял свой отдых в компа­нии лучшего друга, их каникулы, наполненные интересными занятиями. В этот момент ничто не грозило их дружбе.

Однако всего одного момента бывает достаточно, чтобы разбилось нечто свет­лое и прекрасное. Жестокое нравственное испы­тание выпадает на долю Темы. Растерянность и страх не лучшие помощники, в данном случае они сыграли с главным героем злую шутку. По су­ти, Тема совершил предательство.

Однако он сде­лал это не специально, просто не справился с ис­пугом. Потом же его сильно мучила совесть, однако он и тогда не смог побороть свой страх и пойти к своему другу, чтобы попросить у него прощения. Основная мысль двух данных глав за­ключается в том, что нельзя позволять страху одерживать над собой верх.

Как бы ни был силен испуг, нужно взять себя в руки.

В Америку

Отныне классная комната была Теме отврати­тельна как свидетельница его позора. Через не­сколько дней после случившегося к Теме подо­шел Касицкий и начал с ним разговаривать. Потом их общение продолжилось и в другие дни.

Наконец Косицкий спросил Тему, можно ли ему сесть вместе с ним. Тот с радостью согласился.

Потом и Данилов начал поглядывать на Тему. Он ему сочувствовал, но ему было стыдно выра­зить ему свое участие. Когда же Касицкий пере­сел к Теме, Данилов тоже попросился. Тема очень обрадовался, а Касицкий закричал во все горло: “Вот мчится тройка удалая!”

Данилов очень любил море и постоянно рас­сказывал друзьям о нем. Он давно уже умел и грести, и управлять рулем. Отец его был капи­таном порта, поэтому Данилов даже во сне гре­зил морем. Однажды Данилов предложил Теме и Касицкому покататься на лодке.

С тех пор мор­ские прогулки стали для них обычным делом. Зимой, когда море замерзло, они просто смотре­ли на него и разговаривали про корабли.

Понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Данилов все обду­мал и стал собирать с друзей деньги на поездку. Отныне они экономили на школьных обедах и отдавали любые средства своему другу на со­хранение.

На уроках им всегда хотелось есть, но они терпели.

Данилов считал, что прямо в гавани сесть на корабль не удастся, поэтому решил узнать, ког­да отходит подходящий корабль, заранее вы­браться в открытое море на лодке и там, пристав к кораблю, объяснить, в чем дело, и уехать на нем. На корабле они хотели стать юнгами.

Еще Данилов решил строить лодку. В этом ему помог отец, дал лесу и руководителей. Всю зиму шла работа; сперва киль выделали, затем шпангоуты насадили, потом обшивкой заня­лись, а затем и выкрасили в белый цвет, с синей полоской по борту.

К урокам компания не готовилась. Темина мать родила еще одного сына, поэтому контроль на время ослаб, и у мальчика появились ужас­ные оценки. В школе считали, что он останется на второй год.

От домашних Тема свое положе­ние утаивал.

Друзья назначили свой отъезд на четвертый день Пасхи. Заграничный пароход отходил в шесть часов вечера. Решено было тронуться в путь в четыре.

Когда они прыгнули в лодку, Тема подумал с замиранием сердца: “Неужели навсегда?”

Они выехали в море и долго плыли, пока из гавани не показался пароход. Согласно законам аварий Касицкий выстрелил два раза из револь­вера, а Данилов выбросил специально приготов­ленный для этого случая белый флаг, навязан­ный на длинный шест. На палубе показался целый ворох белых платков, но корабль не оста­новился: там подумали, что в лодке прощаются с ними.

Друзья были разочарованы. Когда же после Пасхи все собрались в школе, Касицкий не удер­жался и рассказал всем об их путешествии. Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Те­му американцами.

Подготовка друзей началась после того, как все они загорелись идеей поехать в Америку. Идея часто выступает движущей силой, стиму­лом, в данном случае получилось именно так. Но при этом друзья не думали о разумности со­вершаемого.

Они высчитывали, как им попасть на корабль, строили лодку, однако не представ­ляли, что будут делать, если затею удастся во­плотить. Считали, что бесплатная рабочая сила нужна везде. Но разве их жизни стали бы лучше, если бы им удалось покинуть родной дом? Мечта о море одного из мальчиков была столь сильной, что все, что составляло его нынешнее существо­вание, казалось бессмысленным.

Однако вместо того чтобы сначала выучиться, а потом связать свою жизнь с морем, он вместе с друзьями совер­шает безрассудный поступок. При этом ребята не думали о своих родных, о том, как они отреа­гируют на пропажу детей. В данном случае мальчишки поступили не только эгоистично, но и глупо: в любом случае с корабля их бы вер­нули домой.

Основная мысль данной главы в том, что, горя какой-то идеей, не нужно тотчас же бросаться ее исполнять. Гораздо лучше посте­пенно набираться опыта, чтобы впоследствии исполнить свою мечту так, как хотелось.

Экзамены

И вот подошли экзамены. Тема по-прежнему обманывал домашних, отвечая, что у него все в порядке с отметками. Экзамены кончились.

На следующий день Теме пришлось признаться, что он срезался по трем предметам, что пере­держку дают только по двум, но если особенно просить, то разрешат и по трем.

Мать долго презрительно на него смотрела, а потом сказала: “Негодяй!” – и толкнула его ладонью по лбу.

Теме стало ужасно стыдно и обидно, он не ожидал такой реакции. Пришел отец, мать ему все рассказала, и он тоже выразил ему свое пре­небрежение.

От отчаяния Теме захотелось умереть. Ему стало почти хорошо, когда он представил, как все будут бегать вокруг него, мертвого. На глаза ему попалась коробка спичек, и он подумал, что такая смерть была бы очень хороша.

Когда вопрос о смерти был выяснен, реши­мость его значительно ослабела, и он почувство­вал ужас. Но все же протянул руку к спичкам, отобрал горсть их и начал потихоньку, держа ру­ки под столом, осторожно обламывать головки. Потом он налил себе четверть стакана воды, всы­пал в стакан головки спичек и…

Появилась служанка, закричала, и он опро­кинул содержимое в рот. Появились отец и мать, его стали отпаивать молоком. Тема начал про­сить прощения, вид плачущей мамы его страш­но напугал.

Отец, возмущенный сценой, не вы­держал и, плюнув, ушел в кабинет, а Тема продолжал вымаливать прощение.

Потом Тема много занимался и, когда ему разрешили передержку по экзаменам, выдер­жал ее отлично. И, когда за нарядно сервирован­ным столом все его хвалили, ему казалось, что вот теперь он настоящий, а еще неделю назад был не настоящим Темой.

Для того чтобы преодолеть свои слабости, нужно иметь очень много выдержки. Главный герой произведения смог собрать свою волю в ку­лак и исправить свои ошибки. Однако перед этим он совершил массу глупостей. Когда он за­был и думать про уроки, то уже обрек своих ро­дителей и, прежде всего маму, на страдания.

По­том, получив справедливое наказание, он вместо того чтобы осознать свои ошибки, решил усугу­бить их. По сути, Тема понимал, что его обозва­ли обидными прозвищами справедливо, ведь он был виноват. Но очень часто мы обманываем са­ми себя, закрываем глаза на свои проступки, считая виновными всех вокруг.

Так и Тема ре­шил наказать своих родителей, хотя виноват в своем горе был сам. То, что в итоге он смог по­нять неправильность своих действий и захотел исправить совершенное, очень хорошо, это озна­чает, что впредь Теме будет легче избегать таких ошибок. Искреннее раскаяние всегда свидетель­ствует о том, что человек стал мудрее.

С героем произведения так и случилось.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Н. Г. Гарин-Михайловский Детство Темы Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным “поджигателем обычного возбуждения”, а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, […]...
  2. Гарин-Михайловский, Детство Темы. Почему девятая глава книги названа “Ябеда”? Кто помог Теме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло? Одноклассник Иванов очень быстро за­интересовал Тему своими увлекательны­ми пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Те­му начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых заня­тий. Он […]...
  3. Н. Г. Гарин-Михайловский Инженеры Перед читателем предстает уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, “к чему четырнадцать лет стремился с многотысячным риском сорваться”. После окончания института Карташев хочет найти работу, “где не берут взяток”. Полный столь благородных и утопичных мечтаний, провожаемый Шацким, с которым они более не встретятся, он уезжает […]...
  4. I. Действие повести передается от лица главного героя – Алеши Пешкова. Он жил в Астрахани, где отцу, мастеру-краснодеревщику, поручили строить триумфальные ворота к приезду царя. Но отец умер от холеры, от горя у матери Варвары начались преждевременные роды. Мальчику запомнился ее крик, растрепанные волосы, оскаленные зубы. Отца хоронили в дождливый день, в яме сидели лягушки, […]...
  5. Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии. Главный герой – Тема Карташев полон мечтаний о том, как он “станет серьезным, будет заниматься, будет ученым”, а для его близких это время сожалений о том идеальном Теме, которого они хотели видеть и которого они любили. После месячною пребывания в деревне, после тщательных месячных сборов в […]...
  6. Глава 1 Первое, что запомнил Алеша Пешков о детстве – это смерть отца и плач Матери Варвары. Мать тогда была беременна, а мальчик сильно заболел. Тогда к ним на помощь приехала Бабушка – Акулина Ивановна Каширина. Это была крупная женщина с большой головой, огромными глазами, длинными, густыми волосами и рыхлым носом. Алеша быстро подружился с […]...
  7. Решение упражнений. Страницы 115-123: НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ с. 115. Детство Темы (отдельные главы) Самый напряженный эпизод – это момент, когда Тема спасал Жучку из колодца. с. 123. Проверьте себя Задание 1 В. А. Жуковский: “Спящая царевна”, “Светлана”. И. А. Крылов: “Стрекоза и муравей”, “Осел и соловей”, “Мартыш­ка и очки”, “Квартет”. А. С. […]...
  8. Человеческая жизнь состоит из череды мгновений. Она коротка и быстротечна, поэтому мы не вправе беспорядочно тратить дни и часы. Нельзя поддаваться лени, рефлексии, страху, расходовать свои мгновения на людей, от которых не получаешь ни эстетического, ни морального удовлетворения. Порой мы не ценим настоящее, безрассудно стираем из памяти прошлое или напротив – зацикливаемся на давних событиях, […]...
  9. Кто помог Теме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло? Одноклассник Иванов очень быстро заинтересовал Тему своими увлекательными пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Тему начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых занятий. Он читал Гоголя, Майн Рида и Вагнера. Теперь детского писателя […]...
  10. Глава 1 Титулярный советник Яков Петрович Голядкин проснулся в восемь часов серым осенним днем в Петербурге в собственной квартире на Шестилавочной улице. Он остался доволен своим внешним видом, подслеповатой и оплешивевшей фигурой, а также туго набитым кошельком, в котором пересчитал 750 рублей ассигнациями. Голядкин облачился в новую нарядную одежду, которую венчал новый тщательно вычищенный вицмундир. […]...
  11. Вощев трудился на одном механическом заводе и был на хорошем счету у начальства, пока не стал “решать” философские вопросы прямо на рабочем месте. Данное занятие сильно снизило качество его работы и привело к печальному результату: Вощева уволили с завода в день его тридцатилетия. Напившись с горя в пивной, Вощев держит путь в соседний город. По […]...
  12. Глава 1 События, описанные в произведении, разворачиваются зимой 1924-1925 года. В подворотне замерзает голодный и больной пес по кличке Шарик. Столовский повар облил его кипятком, и теперь у Шарика сильно болит бок. Пес потерял доверие к людям и боится просить у них еду. Шарик лежит возле холодной стены и ждет смерти. Но, учуяв запах колбасы, […]...
  13. I Есаул Горобець празднует свадьбу сына. Среди гостей находится побратим есаула Данило Бурульбаш с женой Катериной. В разгар веселья есаул берет иконы, чтобы благословить молодых. Вдруг один из гостей превращается в уродливого старика. Все гости сильно испугались. Но есаул выходит вперед с иконами и прогоняет колдуна. II Поздней ночью по Днепру плывет лодка, в ней […]...
  14. Ночь первая Главный герой произведения (его имя автор не называет) – бедный чиновник двадцати шести лет. Он уже восемь лет живет в Петербурге, но так и не завел себе друзей. В свободное время мужчина гуляет по городу и предается мечтаниям, в которых видит себя героем разных романтических историй. В начале повествования мечтатель испытывает беспричинную тоску, […]...
  15. I Знакомые мужчины всю ночь играют в карты, а в пять часов утра садятся ужинать. Они обсуждают молодого военного инженера Германна, который сидит с ними, но никогда не играет. Обрусевший немец Германн свои принципы объясняет тем, что он “не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. Игрок Томский сообщает, что его бабушка графиня Анна […]...
  16. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и погружается в воспоминания. I. Летом 1840 года молодой Санин возвращается в Россию из Италии. Поездку он спланировал так, чтобы побыть один день во Франкфурте, а вечером ехать дальше. Побродив по городу, Дмитрий заходит в итальянскую […]...
  17. Учитель Карл Иваныч 12-го августа 18…, на третий день после дня рождения Николеньки Иртеньева, когда ему исполнилось 10 лет, Карл Иванович разбудил его, ударив над головой по мухе. Николенька рассердился, так как считал, что его тревожат только потому, что он маленький. Но потом Карл Иванович добрым голосом стал поднимать мальчика и, смеясь, щекотать пятки. Николенька […]...
  18. Повесть И. С. Тургенева “Первая любовь” начинается с описания ситуации, предшествовавшей возникновению воспоминаний главного героя Владимира Петровича о днях его юности. Он оказался в гостях, засиделся там до глубокой ночи. Начали рассказывать истории о первой любви. Владимир Петрович признался, что его история особенная, но упросил своих компаньонов потерпеть до тех пор, пока он не изложит […]...
  19. Глава 1. Куррикулюм витэ профессора Персикова Профессор зоологии Владимир Ипатьевич Персиков занимает должность директора Московского зоологического института. В свои 58 лет ученый все еще одинок. Его хозяйство ведет старая экономка Марья Степановна. Настоящая страсть Персикова – земноводные. В 1918-1922 годах профессору, как и всему научному сообществу страны, пришлось пережить нелегкие времена. От голода умерли все […]...
  20. Часть первая Молодой художник Чартков заходит в картинную лавку на Щукином дворе. Среди посредственных лубочных картинок он обнаруживает старый портрет. “Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский […]...
  21. I. Предсказание В маленькую рыбацкую деревушку Каперна возвращается из длительного плавания матрос Лонгрен. На пороге дома, вместо красавицы жены Мери, его встречает пожилая соседка. Она рассказывает Лонгрену, что Мери родила дочь в сильных муках. На врача ушли последние средства. Молодая женщина пыталась одолжить денег у местного трактирщика Меннерса, но тот начал приставать к ней. Отчаявшись, […]...
  22. I В Сорочинцы на ярмарку едет Солопий Черевик с дочкой Параской. Один из встречных парней восторгается красотой девушки и насмехается над ее мачехой Хиврей, сидящей рядом на возу. Разгневанная женщина осыпает шутника бранью, а тот бросает в Хиврю ком грязи. II Семейство останавливается у кума Цыбули. На следующий день Солопий с дочерью выходит на ярмарку. […]...
  23. Вигилия первая В день Вознесения, около трех часов пополудни в районе Черных ворот, что в Дрездене, студент Ансельм налетает на торговку яблоками и пирожками. Он отдает ей свой кошелек, чтобы возместить испорченный товар, но взамен получает проклятие. В Линковых купальнях молодой человек понимает, что праздник проходит мимо него. Он выбирает себе уединенное место под кустом […]...
  24. I. Ганна Летним теплым вечерком парубки и девушки собрались, чтобы отдохнуть и попеть любимые песни. Сын сельского головы, молодой козак Левко, с бандурой в руках пробирался к хате, где живет его любимая девушка Ганна. Он поет песню, но его любимая не выходит. Юноша зовет ее, но ни звука не слышно из-за двери. Тогда в сердцах […]...
  25. Глава I Хозяин Господского Двора, мистер Джонс запирает на ночь курятник и отправляется спать. Животные собираются в амбаре, чтобы послушать историю про удивительный сон старого призового хряка по кличке Главарь. Три собаки (Ромашка, Роза и Кусай), свиньи, куры, голуби, овцы, коровы, ломовые лошади (Боец и Кашка), белая коза Мона, ослик Вениамин, маленькие утята, серая кобылка […]...
  26. Часть первая Утром солнце разливается по поверхности моря. В миле от берега – рыбацкая лодка. Над водой разносится зов. Чайки слетаются на завтрак. Каждая из птиц пытается отхватить себе кусок получше. Чайка по имени Джонатан Ливингстон не участвует в общем пиршестве. Он тренируется в гордом одиночестве, пытаясь придать своим крыльям форму для максимального замедления полета. […]...
  27. Женя Люверс родилась и выросла в Перми. Летом живали на берегу Камы на даче. Однажды, проснувшись среди ночи, Женя испугалась огней и звуков на другом берегу реки и расплакалась. Отец, войдя в детскую, пристыдил ее и коротко объяснил: это – Мотовилиха. Наутро девочка узнала, что Мотовилиха – казенный завод и делают там чугун… Самые существенные, […]...
  28. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский Тетралогия Гарина-Михайловского представляет собой единое сюжетное повествование, разворачивающееся в хронологической последовательности, отправной точкой которого являются 70-е гг. XIX столетия. Место действия – город Одесса. Причем прямое указание в тексте о месте описываемых событий делается автором только в четвертой части тетралогии – в повести “Инженеры”. В первых двух книгах фигурирует некий приморский город, […]...
  29. Глава 1 Старуха Изергиль поведала рассказчику интересные истории, это было в Бессарабии на берегу моря. Была ночь, тени бросали бегущие облака в свете луны и старуха начала свою сказку о могучем племени скотоводов, которые много лет тому назад жили в одной щедрой стране. Как то в один из дней над ними пролетал большой орел, он […]...
  30. Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным “поджигателем обычного возбуждения”, а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося “сентиментальному” воспитанию сына, “вырабатывающего” […]...
  31. Молодой мужчина-повествователь, которого “судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья”, нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живет […]...
  32. Глава 1 Коробейник Ваня ждет милую туманной ночью во ржи. Молодец не торгуется, а просит набавлять цену. Не только ради товара встретилась Катя с милым. Ваня дал Кате много товару, а она взяла только бирюзовый перстенек, потому что не хочет ходить нарядной без любимого. Ваня обещает распродать товар до Покрова и вернуться домой, чтобы свести […]...
  33. ГРОЗА Драма в пяти действиях Действие первое Общественный сад на берегу Волги. Сидя на скамейке, мещанин Кулигин восхищается Волгой. Прогуливающиеся Кудряш и Шапкин, услышав, как купец Дикой ругает своего племянника, обсуждают это. Кудряш сочувствует Борису Григорьевичу, считает, что Дикого нужно как следует напугать, чтобы не издевался над людьми. Шапкин вспоминает о том, что Дикой хотел […]...
  34. Действие происходит в имении Любови Андреевны Раневской. Действие первое Раннее майское утро. Цветут вишневые деревья. Купец Ермолай Алексеевич Лопахин нарочно приехал в имение Раневской, чтобы встретить поезд, на котором она с дочерью прибывает из-за границы, где прожила пять лет. Приехал – и заснул сидя. Поезд опоздал на два часа. О Раневской Лопахин говорит с нежностью: […]...
  35. Цыгане кочуют по Бессарабии. Табор останавливается на ночь у реки. Лагерь затихает, все погружается в сон. Только в одном шатре не спит старик. Он ждет свою дочь Земфиру, которая пошла прогуляться. Уже поздно, а девушки все нет. Наконец, Земфира появляется вместе с незнакомым юношей. Цыганка говорит отцу, что ее спутника зовут Алеко. Молодого человека преследуют […]...
  36. 1 Курьезную историю о часах рассказывает старик по имени Алексей в 1850 г. от первого лица. Действие его рассказа происходит в 1801 г., главному герою 16 лет. Он живет в Рязани на Оке с теткой Пульхерией Петровной, отцом Порфирием Петровичем и двоюродным братом Давыдом. Отец героя был стряпчим. Брат отца Егор был сослан в Сибирь […]...
  37. Глава 1 В одном из своих поместий под названием Покровское жил один знатный русский барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, соседи его побаивались, все кроме отставного поручика гвардии Андрея Гавриловича Дубровского. Оба были вдовцами. У Дубровского остался сын, Владимир, который нынче служил в Петербурге, а у Троекурова – дочь Маша, которая жила в […]...
  38. Письмо первое 6 июня 1850 года Помещик тридцати семи лет Павел Александрович пишет письмо из деревни своему другу Семену Николаевичу, который живет в Петербурге. В нем он рассказывает о том, в какое запустение пришло имение. Дом совсем обветшал, слуги состарились, охотничьи собаки все издохли, осталась только старая безродная Шавка. Зато похорошел, разросся сад. Делать здесь […]...
  39. Начинается поэма с обращения к царю Ивану Васильевичу Грозному. Именно для него была сложена эта песня. Гусляры сложили ее на старинный лад, чтобы бояр потешить, но и правду сказывать о купце Степане Калашникове. I В царских палатах Кремля сидит Иван Васильевич в окружении своих верных опричников. Рядом князья да бояре, и всем предлагает царь испить […]...
  40. Глава I Предсказание Лонгрен был матросом огромного брига “Орион”, на котором прослужил десять лет. Вскоре он был вынужден уйти, так как умерла его жена Мери, и некому было растить их маленькую дочь Ассоль. Случилось это так. Однажды, во время его очередного длительного пребывания в море, Мери осталась совсем без денег, так как потратила все на […]...
Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)

«Детство Темы» - это первая повесть автобиографического произведения, состоящего из четырех частей. Рассказывая о себе, писатель защищает личность каждого ребенка от казенщины и бездушия в семье и обществе.

I - II главы

Действие происходит в семье Карташевых. Глава его - генерал в отставке Николай Семенович. Мать - Аглаида Васильевна. Отец, бывший военный, всячески противится сентиментальному воспитанию Темы - старшего из мальчиков в семье. Мать же, наоборот, считает, что ребенка нельзя запугивать, наказывать телесно, дабы не уничтожить в нем Первая встреча с Темой происходит, когда он случайно сломал любимый отцовский цветок. Мальчик не признается, так как боится наказания. Этот страх оказывается выше, чем доверие к справедливости матери. Он руководит всеми поступками Темы. В первый день повествования он еще разорвал юбку бонны, промчался галопом на жеребце, разбил судок и украл сахар. В итоге отец сурово наказал сына - высек. Такие экзекуции он запомнит навсегда. Так, когда почти через 20 лет он оказался в отчем доме, то вспомнил место, где его секли ребенком. Чувство враждебности к отцу при этом не изменилось.

Н. Г. Гарин-Михайловский, «Детство Темы»: краткое содержание III - IV главы

В этот период для матери было важно, чтобы, несмотря на капризы, шалости и необдуманные поступки сердце ее сына оставалось горячим. Он чувствует такое отношение и охотно рассказывает ей о своих несчастьях. После раскаяния и признания Тему переполняют возвышенные чувства. Но в то же время он еще находится под впечатлением от физического наказания, из-за чего болеет, а потом совершает настоящий поступок. Он вспоминает о Жучке, любимой собачке.

Няня рассказывает, что кто-то бросил ее в колодец. Тема спасает Жучку сначала во сне, а потом и в действительности. Это настолько впечатлило мальчика, что и многие будущие события взрослой жизни он рассматривает через призму произошедшего с ним в детстве. На этот раз подвиг Темы закончился горячкой и несколькими неделями болезни. Но он выкарабкался.

V - VI главы

Краткое содержание «Детство Темы»: VII - VIII главы

Вскоре эмоциональный подъем сменяется более будничным настроением. Дни стали ровными, однообразными. Добрый и кроткий одноклассник Иванов стал хорошим другом Темы. К тому же он оказался более начитанным. Благодаря ему Карташев во втором классе знакомится с новыми писателями.

Краткое содержание «Детство Темы»: IX - X главы

Но вскоре произошла неприятная история, после которой Иванова исключили из гимназии. Друзья перестали общаться. И не только потому, что не было общих интересов.

Иванов стал свидетелем малодушного поступка Темы. С тех пор за ним и в классе закрепилась репутация «выдавшего». Несколько дней мальчик находился в полном одиночестве. Когда Карташев учился в Петербурге, ему еще довелось встретиться с Ивановым. Но в то время у него появилось много новых приятелей. Их переполняли авантюрно-романтические мечты. Они хотели сбежать в Америку, чтобы не быть как все. Это, конечно, сказалось на успеваемости: меньшее рвение к учебе привело к худшим оценкам в журнале. От домашних Тема это тщательно скрывает. Побег не получился, приятели получили прозвище «американцев».

Краткое содержание «Детство Темы»: XI - XII главы

Когда наступило время сдавать экзамены, обнаружилось, что никто к ним не готов. Карташев очень боится провалиться. От страха он думает о самоубийстве. Эти мысли, к счастью, ушли без последствий. Тема все же сдает экзамены, его переводят в третий класс. В это же время происходит и сближение мальчика с отцом. Тот стал более ласковым и мягким, стремился чаще бывать с домашними. Прежде он больше молчал, а теперь рассказывает Теме о своих походах, военных товарищах и сражениях. Вскоре отец умирает.

Новое на сайте

>

Самое популярное