Домой Советы родителям Анализ стратифицированных данных. Эмпирическое исследование - это метод сбора данных о явлении Эмпирические методы исследования в педагогике

Анализ стратифицированных данных. Эмпирическое исследование - это метод сбора данных о явлении Эмпирические методы исследования в педагогике

    АНАЛИЗ ДИСКУРСА (дискурс-анализ) - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно политических обстоятельствах и культурно исторических условиях. Тематическую,… … Социология: Энциклопедия

    Осн. цель А. з. предоставить информ. о том, насколько адекватно функционируют составляющие тест задания (или пункты). Эта информ. может затем использоваться для повышения надежности и валидности теста путем редактирования или удаления слабых… … Психологическая энциклопедия

    МИРО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - текст И. Валлерстайна, опубликованный в 1987. Согласно Валлерстайну, миро системный анализ это не теория о социальном мире или его части. Это протест против способов, которыми было структурировано социальное научное исследование при его… … Социология: Энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина существуют и другие значения, см. ABC. ABC анализ метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по… … Википедия

    Под именем О. анализа разумеют качественное и количественное исследование состава О. веществ из элементов, почему он обыкновенно и носит название элементарного О. анализа. Основной его принцип тот же, что и анализа (см.) минерального, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эмпирический критерий (англ. empirical test) это критерий, который традиционно применяется для проверки, будет ли последовательность случайной. Далее рассмотрим двенадцать специфических критериев. Обсуждение каждого критерия разбивается на две… … Википедия

    дискурс-анализ - ДИСКУРС АНАЛИЗ (англ. discourse analysis) подход, типичный для неклассической философии, истории и методологии гуманитарных наук, в которых сложилось два основных смысла термина «дискурс». Он используется, во первых, как обозначение… …

    Языковедческие функциональные методы: дискурсивный анализ - В современной парадигме языкознания, характеризующейся функционально деятельностным и антропоцентрическим подходом(ами) к исследованию языка, все более распространенным становится дискурсивный анализ (Д. а.), как правило, опирающийся на учет… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Статистич. интерпретация бейесовского подхода к построению выводов о ненаблюдаемых значениях случайных параметров при неизвестном их априорном распределении. Пусть случайный вектор, причем предполагается, что плотность условного распределения… … Математическая энциклопедия

    новосибирский методологический семинар - НОВОСИБИРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР начал работать в ноябре 1963 в Академгородке СО АН СССР (г. Новосибирск) и существовал с небольшими перерывами до начала 1980 х, объединяя группу людей, в той или иной степени противостоящих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • , Яковлев Андрей Александрович, Демидова Ольга Анатольевна, Подколзина Елена Анатольевна, Балаева Ольга Николаевна. Монография посвящена анализу развития российской системы государственных закупок в период действия Закона о госзакупках № 94-ФЗ, который стал основой для радикальной реформы регулирования…
  • Эмпирический анализ системы госзакупок в России , Яковлев Андрей Александрович, Демидова Ольга Анатольевна, Подколзина Елена Анатольевна, Балаева Ольга Николаевна. Монография посвящена анализу развития российской системы государственных закупок в период действия Закона о госзакупках 94-ФЗ, который стал основой для радикальной реформы регулирования сферы…

Параметрическая статистика применяется в случаях, когда эмпирические показатели измерены в интервальной шкале, шкале отношений или абсолютной шкале в условиях нормального распределения экспериментальных переменных. В качестве мер центральной тенденции используются мода (Мо), медиана (Me) и среднее, или математическое ожидание (Мx). Измерение рассеяния (мер изменчивости) осуществляется посредством дисперсии (D x) и среднеквадратического отклонения x), а также коэффициента вариации (V). В качестве мер связи используются коэффициенты корреляции Пирсона (R xy) и точечно-бисериальной корреляции (R pb) Для статистического вывода наиболее часто используются статистические критерии и модели. К первым можно отнести /-критерий Стьюдента, υ-критерий Уэлша, F -критерий Фишера и др. Статистическое моделирование развития и изменений психологических переменных осуществляется при помощи методов линейной и нелинейной регрессии (моделей регрессии).

Таблица 1.10

Таблица результатов

Оценка успешности деятельности операторов

Значение коэффициента IQ операторов

Статистические методы применяются в определенном доверительном интервале, который задается исходя из потребностей точности измерений.

Доверительным интервалом называется интервал (X ± ε), который накрывает неизвестный параметр с заданной точностью. В биологических и социальных исследованиях максимальное значение ε задается в пределах 5%, т.е. ε ≤ 0,05. С понятием "доверительный интервал" тесно связан термин "уровень статистической значимости ", т.е. степень воспроизводимости сходных результатов при повторном

где – среднее по X объектов со значением с 1 по 7;

Среднее по X объектов со значением с 0 по 7; стандартное отклонение всех значений по X; – число объектов с 1 по 7; – число объектов с 0 по 7; п – общее число объектов.

Интервал измерения от -1 до +1. Теоретическая интерпретация значений подобна .

Практическое задание. Предлагается рассчитать величину статистической взаимозависимости показателей теста САД по направленности на техническую деятельность и уровня обучаемости испытуемого (в сырых оценках) (табл. 1.14).

Таблица 1.14

Результаты обследования

Номер испытуемого

Техническая направленность

Оценка обучаемости

Расчет R pb

Расчет коэффициентов корреляции служит инструментом, позволяющим осуществить корреляционный, факторный и кластерный анализ эмпирических данных. В основу факторного и кластерного анализа положено представление о корреляционных зависимостях, т.е. процедура корреляционного анализа.

Корреляционный анализ (correlatio от лат. – соотношение, связь, зависимость) – это комплексный метод исследования взаимозависимости признаков в генеральной совокупности, являющихся случайными величинами и статистически связанными. Корреляционный анализ, как правило, осуществляется с психологическими переменными, имеющими нормальное многомерное распределение. Процедуры корреляционного анализа позволяют определить степень значимости связи, установить силу и направление влияния системы переменных (X) на зависимую переменную, а также корреляционную структуру как зависимой, так и независимой переменных в ходе психологического исследования.

Для наглядности система корреляционных зависимостей представляется в виде таблиц корреляций переменных, матриц и графов (табл. 1.15 и 1.16).

Таблица 1.15

Треугольная корреляционная матрица

Признаки

Таблица 1.16

Четырехугольная корреляционная матрица

Признаки

Факторный анализ – раздел многомерного статистического анализа, сущность которого заключается в выявлении непосредственно не измеряемого (скрытого) признака, являющегося главной компонентой (производной) группы измеренных тестовых показателей. Создатель факторного анализа Ч. Спирмен выявил латентную составляющую интеллекта (1904), что положило начало бесконечным пробам факторизации психологических переменных. Центральной задачей данного метода является переход от совокупности непосредственно измеряемых признаков к системообразующим факторам, за которыми стоят реальные эмпирические данные, отражающие реальные психологические структуры. Сам фактор есть отражение реальности. Он призван, по меткому выражению Л. Терстоуна, "конденсировать" результаты психологических измерений, упрощать, сокращать (редуцировать) их и превращать материю цифр в "дух" психологической науки. Это поистине "самый психологический из всех статистических методов".

Наглядно фактор может быть представлен в виде модели "прошивания" измеренных переменных с целью выявления общего существенного элемента, отражающего главную особенность этих частных переменных (рис. 1.10).

Рис. 1.10.

Данные корреляционного и факторного анализа помогают обнаружить взаимосвязи между переменными, но, как полагают некоторые исследователи, не могут стать достаточным основанием для выводов о причинно- следственных зависимостях и об иерархии причинных связей. Выделение факторов более высокого порядка и другие модификации сути метода не меняют. Какую бы понятийную систему психолог ни использовал, в ней непременно заложен принцип причинности, который пронизывает любую концепцию. В этом существенное расхождение понятийного и факторного подходов к описанию психических явлений. Никакая формализованная процедура не может заменить концептуальные представления и логику исследователя. В факторном анализе предполагается, что наблюдаемые переменные являются математической комбинацией некоторых латентных (гипотетических или ненаблюдаемых) факторов. Однако опыт и наличие дополнительной информации о структуре исследуемого явления позволяют достаточно корректно интерпретировать результаты факторного анализа.

В психологии факторный анализ используется довольно широко и зачастую механически, без учета его возможностей. Схемы факторного анализа мозаичны. По свидетельству Б. В. Кулагина (1984), у исследователей пока "нет общепринятой процедуры факторного анализа, имеются существенные несовпадения во взглядах на приемлемость и обоснованность различных алгоритмов и подходов" .

Л. В. Куликов (1994) рекомендует соблюдать ряд основных требований для корректного применения факторного анализа. Во-первых, переменные должны быть измерены на уровне ординальной шкалы или шкалы интервалов (но классификации С. Стивенса). Во-вторых, отбирая переменные для факторного анализа, следует учитывать, что на один фактор должно приходиться по крайней мере три переменных. В-третьих, для обоснованного решения необходимо, чтобы число экспериментальных переменных не превышало одной трети от числа испытуемых. Следует всегда отдавать себе отчет, что исследовательская практика постоянно вносит коррективы, и поэтому психологу следует исходить из того, что чем сильнее нарушается это правило, тем менее точными будут результаты.

В-четвертых, нецелесообразно включать в факторный анализ переменные, у которых очень слабы связи с остальными переменными, потому что они будут иметь малую общность и не войдут ни в один фактор.

В-пятых, важнейшим моментом поиска хорошего факторного решения является определение числа факторов перед их "вращением". В окончательном решении лучше всего основываться на содержательных предположениях о структуре изучаемого явления.

При выборе переменных и сокращении их количества для следующего цикла факторного анализа можно использовать переменные, если отбирать их по факторным общностям. При интерпретации факторов можно начать работу с того, что выделить наибольшие факторные нагрузки в данном факторе. Для выделения можно использовать приемы, аналогичные выделению значимых коэффициентов корреляции, множественной детерминации () (Uberia К., 1980), а также расчеты интенсивности и экспансивности факторов .

На практике исследователь путем выявления статистически значимых корреляционных плеяд строит фактор, назовем ero X. В табл. 1.15 и 1.16 приведены данные корреляционного анализа, из которых видно, что переменные 2, 4, 5 и 6 связаны между собой статистически сильной связью и образуют общий признак (рис. 1.11).

Рис. 1.11. X

Наибольшей интенсивностью обладает пятая переменная. Она же может взять на себя роль системообразующей. Если, например, эти переменные в ходе эксперимента обозначают какие-либо психические свойства личности, то их совокупность является обобщенным качеством или психологическим фактором, где пятая переменная играет ведущую роль. Математический фактор становится психологическим не сам по себе, а в ситуации его стабильной связи с практическим проявлением изучаемого свойства Y (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Графический вид гипотетического фактора X во взаимосвязи с Y

Кластерный анализ представляет собой совокупность статистических и иных, в том числе качественных, методов, предназначенных для дифференциации относительно отдаленных друг от друга групп и близких между собой объектов по информации о связях или мерах близости между ними.

В ходе исследования проявлений типовых признаков часто пользуются процедурой кластерного анализа. Типология определяется путем выявления признаков, близких к эталону по их дисперсии. В этом случае корреляция осуществляется не между переменными, а между субъектами, носителями признаков. Эта близость определяется по наименьшей дисперсии реальных носителей признаков относительно признаков эталона. В табл. 1.17 приведены экспериментальные данные, полученные в ходе психологического исследования. Объем экспериментальной выборки – четыре человека. Измерено пять психологических переменных.

Таблица 1.17

Экспериментальные данные, полученные в ходе психологического исследования

Носители признаков

Субъект 1

Субъект 2

Субъект 3

Субъект 4

Допустим, что дисперсионный и корреляционный анализ выявил, что субъекты 1 и 2, как и субъекты 3 и 4, могут быть объединены в две группы, или два разных кластера. Наглядно это представлено на рис. 1.13.

Рис. 1.13.

Статистические критерии (Хи-квадрат Пирсона, ί-критерий Стьюдента, v-критерий Уэлша, F -критерий Фишера и др.) представляют собой методы статистического вывода о наличии значимой связи между признаками или выявления признака, характеризующего генеральную совокупность. Критерий Хи-квадрат Пирсона – непараметричсский критерий. Статистические критерии Стьюдента, Уэлша и Фишера – критерии параметрические. На практике они применяются для оценки подобия двух групп испытуемых, у которых измерены определенные свойства, по средней и дисперсии эмпирических данных. ί-Критерий в отличие от v-критерия применяется в ситуации равенства среднеквадратических отклонений переменных. F -критерий определяет подобие выборок по дисперсии их эмпирических переменных. Формулы расчета эмпирических значений статистических критериев приведены ниже.

где М х. – средние значения тестовых данных; п – количество испытуемых; δ – среднеквадратическое отклонение.

где φ1 – угол, соответствующий большей процентной доле; φ2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле; п 1 – количество наблюдений в первой выборке; п 2 количество наблюдений во второй выборке.

Анализ результатов исследования при помощи, например, ί-критерия Стьюдента осуществляется по следующему алгоритму: а) производится расчет значений ί-критерия;

  • б) по количеству испытуемых осуществляется вход в таблицу квантилей ί-распределения Стьюдента (См.: табл. 1.12);
  • в) значение расчетного ί-критерия (t ρ) сравнивается с табличным значением (t т); г) если t ρ > t т, то выборки значимо различаются на уровне доверительной вероятности; д) если t f, то группы испытуемых принадлежат одной совокупности.

Практическое задание. Требуется определить однородность выборок по средним значениям уровня интеллекта, измеренного при помощи методики САД, т.е. ответить на вопрос: "Какие контрольные группы вместе с экспериментальной принадлежат одной совокупности?".

Показатели тестирования экспериментальной группы и трех контрольных выборок помещены в табл. 1.18. Расчет необходимо произвести с использованием параметрического статистического критерия, так как эмпирические данные представлены па интервальном уровне. ί-Критерий Стьюдента является параметрическим критерием.

Таблица 1.18

Тестовые (сырые) показатели методики САД

САД-экси.

Расчетный ί-критерий по данным экспериментальной и первой выборок равен 3,91 (р < 0,001) , ί-критерий по данным экспериментальной и второй выборок равен 1,1 (р< 0,3); ί-критерий но данным экспериментальной и третьей выборок равен 0,21 (р < САД – психодиагностическая методика "Семантический анализ деятельности".

  • См.: Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. С. 47–48.
  • Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л. : Медицина, 1984.
  • Носc И. Н. Психология управлением персоналом. Профессиологический аспект. М.: КСП+, 2002.
  • Расчет конкретного уровня значимости по ί-критерию производить не обязательно. Достаточно определить, что он находится в рамках доверительного интервала р < 0,05.
  • Эмпирическое познание - это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос «как». Теоретическое же познание - сущностное познание, отвечающее на вопрос «почему», на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также предсказывать принципиально новые факты.

    Эмпирическое познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также - ив первую очередь - в содержательной. Эмпирическое знание принципиально необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно, де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением, перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи. Остановимся на разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.2. Эмпирические методы (наблюдение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.) не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы (идея, гипотеза, теория) выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

    Рассмотрим особенности некоторых методов научного познания. Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы рис.3.

    Рисунок 2. Методы эмпирического и теоретического познания


    Рисунок 3. Соотношение общенаучных методов

    Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

    Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах («Все лебеди - белы»), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

    Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких- то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.

    В процессе познания используется и такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:

    • 1) Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.
    • 2) Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.
    • 3) Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
    • 4) Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер.
    • 5) Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания. С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно - экономическая формация, государство и т.д.

    Рассмотрим методы теоретического познания. Идея как форма познания, прежде всего, есть единство объективного и субъективного. Объективная реальность не просто отражается в идее, но и как бы мысленно достраивается в ней, а именно: сущее достраивается до должного. «Идея - это есть «придуманный», «увиденный» (т. е. найденный пока лишь в сознании), возможный выход за пределы сложившейся противоречивой ситуации - за рамки существующего положения вещей и выражающих его понятий». В исходном пункте и в конце своего формирования идея - есть единство субъективного и объективного. А по отношению к теории она - ее зародыш и своеобразный мостик между эмпирическим и теоретическим. Идея выражает творческий, преобразующий характер человеческого мышления. Выражая потребности и интересы людей, она выступает программой и методом их теоретической и практической деятельности.

    Гипотеза. Развитие идеи вначале с необходимостью принимает форму гипотезы. Человек движется от одного уровня освоения действительности к другому, и противоречие между этими уровнями заставляет искать все новые и новые идеи, пытаться их обосновать, систематизировать. И именно это противоречие и придает гипотезе объективный и совершенно необходимый характер. Иными словами, гипотеза принципиально неустранима из процесса развития познания. Гипотеза содержит в себе и достоверные и недостоверные, доказанные и недоказанные моменты. Этим она отличается от теории, которая носит достоверный, научно-доказанный характер.

    Теория. Отмечая такие важные признаки теории, как системность, полнота, достоверность, формальная непротиворечивость, наличие совокупности выводов и т. д., важно подчеркнуть наличие в ней исходных понятий, на которых базируется все ее развитие, развертывание в некое единство многообразного, выявление всеобщих условий духовно воспроизводимой ею конкретной целостности.

    И все же самое глубинное отличие теории от гипотезы и эмпирического обобщения заключено в особенности практики, лежащей в ее основе, задающей ей направленность развития и проверяющей ее выводы.

    Конечно, практика и теория в своем развитии обусловливают и поддерживают друг друга, взаимодействуют друг с другом, однако не всякая практика порождает потребность в теории, а только практика, достигшая состояния целостной предметной деятельности, ориентированной не просто на преобразование вещей, естественных форм предметов, а на преобразование процессов, внутренних взаимосвязей систем этих предметов. Такая практика исторически формируется со времени возникновения капиталистического производства, а с ней возникает и наука как особая форма общественного сознания.

    научный моделирование познание

    Изучение и наблюдение природы породило науку.

    Цицерон

    Основоположником эмпиризма (греч. cpxapia - опыт) как противопоставления логике и схоластике - отвлеченным логическим умозаключениям считают английского философа XVI в. Ф. Бэкона. В своей главной работе «Новый Органон» он предложил заменить логические рассуждения методическим исследованием и планомерным экспериментом. Развитие знания, согласно Бэкону, должно базироваться не на случайных открытиях, а идти по заранее обдуманному плану. Он полагал, что результаты продуманных и планомерно осуществляемых опытов следует обобщать на основе индукции, делая умозаключения от частного к общему, а не наоборот, от общего к частному, как это делала распространенная в то время телеологическая философия. Наука должна сопоставлять данные опытов с другими фактами, где исследуемое свойство или явление присутствует, и рассматривать степень его проявления в разных случаях, переходя от единичных фактов к научным положениям сначала небольшой общности, а затем к значительно большей обобщенности.

    Эмпирические исследования основаны на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и возникающим в ходе этого взаимодействия восприятием органами чувств (в том числе с помощью приборов) данных, интересующих исследователя. Именно сенсорное восприятие обеспечивает возможность познания объективной действительности, поэтому часто говорят, что эмпирические методы базируются на так называемых неопровержимых данных. Эмпирические исследования, как правило, базируются на принятой в данный момент времени теории. Но они используют уже нс теоретические конструкты, являющиеся объектами идеализации, а взаимодействующие в опыте эмпирические объекты, которые могут быть сопоставимы непосредственно с реальными объектами. Взаимодействия эмпирических объектов в рамках экспериментальной ситуации принято называть эмпирической схемой. Эмпирическая схема может также включать в себя приборную обстановку: приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. По месту проведения исследования эмпирические методы могут подразделяться на полевые (естественные) и лабораторные.

    Практически во всех областях науки методы эмпирических исследований считаются основными, поскольку именно они позволяют исследователям получить первичные научные данные. Общим свойством эмпирических методов исследования является процесс поиска, нахождения и накопления новых фактов об интересующих явлениях или процессах, их анализ и обобщение в интересах обнаружения устойчивых связей и закономерностей, а также первичная систематизация полученных фактов в форме перечней, таблиц, графиков, диаграмм и т. п.

    Целесообразно обратить внимание на различие понятий данные и факты, получаемые в результате применения эмпирических методов исследования. В результаты опыта в протоколе фиксируются данные наблюдения, которые могут содержать ошибки исследователя, влияние внешних возмущающих воздействий, систематические и случайные ошибки приборов и т. д. Факты же представляют собой форму эмпирического знания, которая, в результате многократной проверки, приобретает интерсубъективный статус и содержит объективную и достоверную информацию об изучаемых процессах или явлениях.

    Внутреннюю структуру эмпирических методов исследования образуют два основных элемента:

    • 1. Непосредственные наблюдения в полностью неуправляемых условиях или в условиях, когда исследователь может целенаправленно воздействовать на интересующие его параметры. В результате фиксируется определенная совокупность данных наблюдения.
    • 2. Процедуры перехода от данных наблюдения к фактам и эмпирическим зависимостям.

    Непосредственные наблюдения обеспечивают естественный контакт ученого с исследуемыми процессами, но предполагают не просто пассивное созерцание изучаемых процессов или явлений, а предварительную организацию исследований, обеспечивающую контроль над их протеканием. Научные наблюдения всегда целенаправленны и, как правило, осуществляются систематически, определяя деятельностное отношение исследователя к изучаемому объекту и обязательное конструирование приборной обстановки. Случайные наблюдения также могут иметь место и даже позволяют обнаружить необычные явления, соответствующие новым характеристикам открытых объектов либо свойствам еще не известных объектов. В силу этого они могут стать началом научного открытия, но для этого они должны трансформироваться в систематические наблюдения, что предполагает формирование приборной обстановки и четкую фиксацию объекта, изменение состояний которого изучается в опыте.

    Систематические наблюдения предполагают использование теоретических знаний, применяемых при определении целей наблюдения и конструировании приборной обстановки. Следовательно, наблюдения не являются чистой эмпирией, а проявляются как следствие предшествующего развития теории.

    Процедуры перехода в эмпирических методах исследования обеспечивают достижение конечной цели, заключающейся в выявлении существенных связей и отношений природных объектов, управляющих исследуемыми процессами или явлениями. Эти связи позволяют объяснить и обобщить результаты, предсказать их будущие возможные состояния, а также выявить наиболее перспективные области дальнейших эмпирических исследований. Применительно к такой цели исследования подразумевается и особый предмет исследования - объект, изменение состояний которого прослеживается в опыте.

    В эмпирических методах исследования цель познания сводится к тому, чтобы установить, как некоторое начальное состояние испытуемого объекта при фиксированных условиях порождает его конечное состояние. Переход объекта из начального состояния в конечное не произволен, а определен законами природы. Поэтому, многократно зарегистрировав в наблюдении или эксперименте изменение состояний объекта, исследователь самой структурой непосредственно наблюдаемого эффекта неявно фиксирует и соответствующий эмпирический закон.

    Для выведения эмпирического закона необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющиеся признаки. При этом может потребоваться статистическая обработка результатов измерения. Если в процессе наблюдения применялись приборные установки, то необходимо исключить из наблюдений возможные ошибки наблюдателя, искажающие случайные помехи, ошибки приборов. Для этого наряду с протоколами наблюдения составляется протокол контрольных испытаний приборов, в котором фиксируются их возможные систематические ошибки.

    Наиболее важными и значимыми результатами эмпирического исследования являются те, в которых выявленные эмпирические закономерности изменения состояний того или иного исследуемого объекта можно интерпретировать как изменения объектных структур иного, более сложного типа.

    Эмпирическим методам исследования присуща общая схема организации, предполагающая разработку исследовательской программы, упорядочивание наблюдений, опытов и экспериментов, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию и первичное обобщение.

    Программа эмпирического исследования должна содержать: концепцию исследования, а также его методологическую и методическую составляющие.

    Методологическая часть включает определение и обоснование проблемы, цель, объект и предмет исследования, анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования.

    Методическая часть включает характеристику используемых методов исследования и применяемого инструментария, логическую структуру проведения исследования и сбора научной информации, порядок ее первичной обработки и формализации.

    Для эмпирического уровня характерен процесс установления и накопления новых фактов, их анализ, синтез, обобщение в целях получения закономерностей, пригодных для практических целей. Результаты эмпирического исследования обычно служат исходным материалом для создания теории, проверки ее истинности и последующего развития и совершенствования.

    Эмпирические методы исследования могут быть условно разделены на две группы: методы, представляющие собой исследовательские операции и обеспечивающие достижение конкретной цели, и комплексные методы- действия, в которые могут входить те или иные операции .

    К первой группе эмпирических методов исследования относятся: изучение литературных источников и архивных документов, метод проб и ошибок, наблюдение, сравнение, измерение, экспертиза, опрос, тестирование.

    Ко второй группе методов, которые включают несколько методов- операций, целесообразно отнести эксперимент, моделирование, методы обследования и мониторинга объектов, изучение и обобщение опыта.

    Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне преобладает чувственное познание как живое созерцание. Здесь присутствуют рациональный момент и его формы (понятия, суждения и т.п.), но они имеют подчиненное положение. Поэтому на эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Помимо наблюдения и эксперимента в эмпирическом исследовании применяются такие средства, как описание, сравнение, измерение, анализ, индукция. Важнейшим элементом эмпирического исследования и формой научного знания является факт.

    Факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся): а) синоним понятия "истина", реальное событие, результат - в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания. Как отмечал Н. Бор, ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий. В современной методологии науки существуют две полярные точки зрения в понимании природы факта - фактуализм, который подчеркивает автономность и независимость фактов по отношению к различным теориям, и теоретизм, напротив, утверждающий, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Верное решение проблемы состоит в признании того, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе обусловлен материальной действительностью.

    В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научным теориям. Расхождение теории с фактом рассматривается как существенный недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать её опровергнутой, так как подобное противоречие может быть устранено в ходе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.

    Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания - понятий, теорий, законов и других форм мышления. Чувственное познание как живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического исследования.

    Рассматривая теоретическое исследование как высшую и наиболее развитую форму научного знания, можно выделить следующие его структурные компоненты - проблему, гипотезу, теорию.

    Проблема - это форма теоретического знания, содержанием которой выступает то, что еще не познано человеком. Поскольку проблема представляет собой вопрос, возникающий в ходе познавательного процесса, она является не застывшей формой научного знания, а процессом, включающим в себя два основных момента - постановку и решение. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

    Гипотеза - форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Научная гипотеза всегда выдвигается для решения какой-либо конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории и отрицательных результатов экспериментов. Роль гипотез в научном знании отмечали многие выдающиеся философы и ученые. Крупный британский философ, логик и математик А. Уайтхед подчеркивал, что систематическое мышление не может прогрессировать, не используя некоторых общих рабочих гипотез со специальной сферой приложения: "Достаточно развитая наука прогрессирует в двух отношениях. С одной стороны, происходит развитие знания в рамках метода, предписываемого господствующей рабочей гипотезой; с другой стороны, осуществляется исправление самих рабочих гипотез". Как форма теоретического знания выдвигаемая гипотеза должна отвечать обязательным условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования: соответствовать установленным в науке законам; быть согласованной с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута; не содержать противоречий, которые запрещаются законами формальной логики; быть простой и допускающей возможность ее подтверждения или опровержения.

    Теория является наиболее развитой и сложной формой научного знания. Другие формы научного знания - законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы - генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу ее формирования. В то же время они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с ней в системе науки, и даже входят в теорию в качестве её элементов.

    Специфика теории по сравнению с другими формами научного знания заключается в том, что она дает целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории. Примерами научных теорий являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна. Любая научная теория, по мнению Эйнштейна, должна отвечать следующим критериям: не противоречить данным опыта; быть проверяемой на имеющемся опытном материале; отличаться естественностью, логической простотой; содержать наиболее определенные положения; отличаться изяществом и красотой, гармоничностью; иметь широкую область применения; указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем.

    По своему строению теория представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий - исходного базиса теории - по определенным логико-методологическим правилам.

    Теоретический и эмпирический уровни научного знания при всем своем различии тесно связаны друг с другом. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретическое исследование, развивая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Наука как целостная динамическая система знания может успешно развиваться, только обогащаясь новыми эмпирическими данными, обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое, и наоборот. Недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

    9. Сущность и содержание этапов научного исследования

    Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

    1. Выбор темы исследования.

    2. Определение объекта и предмета исследования.

    3. Определение цели и задач.

    4. Формулировка названия работы.

    5. Разработка гипотезы.

    6. Составление плана исследования.

    7. Работа с литературой.

    8. Подбор исследуемых.

    9. Выбор методов исследования.

    10. Организация условий проведения исследования.

    11. Проведение исследования (сбор материала).

    12. Обработка результатов исследо­вания.

    13. Формулирование выводов.

    14. Оформление работы.

    Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

    Выбор темы исследования. Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

    Обнаружение существования такого дефицита;

    Осознание потребности в устранении дефицита;

    Формулирование проблемы.

    Тема должна быть актуальной, т.е. полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.

    Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, которые избранны для изучения, содержат проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследователя информации.

    Объектом научно-педагогического исследова­ния могут быть процессы (учебно-воспитательный, учеб­но-организационный, тренировочный, управленческий), развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгра­нично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объек­тивной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопостав­лении с другими сторонами объекта.

    Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

    Предметом педагогического исследования могут выступать: совершенствование и развитие учебно-воспитатель­ного процесса; формы и ме­тоды педагогической деятельности; диагностика учебно-воспита­тельного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педаго­гических требований и взаимодействий между педагогами и уча­щимися, тренерами и спортсменами, педагоги­ческих взаимоотношений.

    Из сказанного следует, что объек­том выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследова­ния определяет тему исследования. Например: Объект исследования – система физического воспитания сту­дентов, предмет исследования – процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культу­ре, тема исследования – формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.

    Определение цели и задач . Исходя из объекта и предмета можно при­ступить к определению цели и задач исследования. Цель формули­руется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выра­жая то основное, что намеревается сделать исследователь, к како­му конечному результату он стремится. Целью исследований в рам­ках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания способностей личности, развития двигательных способностей, форм и методов фи­зического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа, ДЮСШ и т.д.) и возрастных группах, со­держания обучения, путей и средств совершенствования управле­ния учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т. д.

    Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

    Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

    Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить...», «Разрабо­тать...», «Выявить...», «Ус­тановить...», «Обосновать...», «Определить...», «Проверить…», «Доказать…» и т.п.

    Формулировка названия работы . Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

    Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

    Сразу найти полную и краткую формулировку – дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

    Разработка гипотезы. Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Все гипотезы, в том числе и педагогические, делятся на описательные и объясни­тельные. В первых описывается связь между педагогическими средствами формирования того или иного качества и результатом экспериментальной деятельности, во вторых – объяснительных – раскрываются внутренние условия, механизмы, причины и следствия.

    Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение пе­дагогиче­ского опыта, анализ существующих научных фактов и даль­нейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза рассмат­ривается как первоначаль­ная канва и отправная точка для иссле­дований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

    Составление плана исследования. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения. План необходим для того, чтобы правильно организо­вать работу и придать ей более целеустремленный ха­рактер. Кроме того, он дисциплинирует, за­ставляет работать в определенном ритме.

    В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять.

    Работа с литературой . Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, со­ответствующей методики изучения и конспектирования. Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга и т.п.).

    Подбор исследуемых . Любое педагогическое исследование в конечном счете является сравни­тельным. Сравнивать можно результаты экспериментальной группы (т.е. группы, в которой применялся новый элемент учебно-воспитательного процесса), с результатами контрольной группы (в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая постановка обучения и воспитания).

    Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» ис­следований с результатами, которые были получены на тех же людях, но раньше. Правда, в этом случае потребуется фактический материал результативности предшествующей педагогической деятельности, который позволил бы провести статистические расчеты на досто­верность различий. Кроме того, надо будет доказать, что результаты исследований, например, в текущем учебном году являются следствием именно нового педагогического элемента, а не возросшего уровня физиче­ской подготовленности по сравнению с прошлым годом.

    Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной группе людей, с теми стандартами, которые существуют в науке (например, сравнивать уровень фи­зического развития 10-летних детей «своей» школы со стандартами, характеризующими физическое развитие детей этого возраста в определенных географических и климатических зонах страны).

    Необходимость применения тех или иных способов сравнения результатов педагогического процесса дик­тует особые требования к подбору исследуемых: иссле­дуемые лица должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно будет утверждать, что эффективность педагогического процесса достигнута за счет нового учебно-воспитатель­ного элемента, а не за счет, например, лучшего физиче­ского развития исследуемых экспериментальной группы.

    Известно, что любое педагогическое исследование проводится на сравнительно небольшом количестве людей. В то же время выводы делаются применительно ко всем лицам, аналогичным по полу, возрасту, уровню подготовленности и т. п. Подобный перенос результатов экспериментов осно­вы­вается на статистическом законе больших чисел. Объективное действие дан­ного закона позволяет использовать в статистике выборочный метод, при котором изучаются не все единицы той или иной совокупности, а лишь отобранная их часть. При этом обобщенные характеристики отобран­ной части (выборочной совокупности) распространяются на всю совокуп­ность (генеральную совокупность). Основное требование к выборке – она должна максимально отражать черты генеральной совокупности (т.е. быть представительной – репрезентативной).

    Применяя выборочный метод, каждый эксперимента­тор решает две задачи: кого выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать .

    Выбор методов исследования . Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях, проводимых в области фи­зической культуры и спорта, ши­роко применяются различные методы научного познания из дру­гих областей науки и техники. С одной стороны, это явление мож­но считать положительным, так как оно дает возможность изу­чить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообра­зие связей и отношений, с – другой это разнообразие затрудняет выбор методов, соответствующих конкрет­ному исследованию.

    Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

    В практике проведения исследований, направленных на реше­ние задач теории физической культуры, наиболь­шее распространение получили следующие методы:

    анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

    опрос (беседа, интервью и анкетирование);

    контрольные испытания (тестирование);

    хронометрирование;

    экспертное оценивание;

    педагогическое наблюдение;

    педагогический эксперимент;

    методы математической обработки.

    Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно. Напри­мер, для проведения наблюдения или эксперимента необходимо предварительно получить информацию о том, что уже есть в практике и теории фи­зической культуры, т. е. воспользоваться методами анализа научно-методической литературы или опроса. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки.

    Сущность педагогического эксперимента и педагоги­ческого наблюдения состоит в сочетании нескольких перечисленных методов. Любой педагогический экспери­мент включает в себя: один или несколь­ко методов сбора текущей информации (контрольные испытания, опрос, экспертное оценивание и т.д.); метод математи­ческой обработки. Предшествует им использование методов получе­ния ретроспективной информации (опрос, анализ литературных и документальных источников). Все это служит осно­ванием считать эксперимент комплексным методом науч­ного познания.

    Педагогическое наблюдение обязательно включает в себя один или несколько методов сбора те­кущей информации и иногда – метод математической обработки.

    Таким образом, педагогический эксперимент и наблю­дение являются определенными системами использования нескольких методов исследования. В том и другом случа­ях могут применяться одинаковые методы сбора текущей информации.

    Применение основных педагогических методов в исследованиях в области фи­зической культуры и спорта позволяет использо­вать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиоло­гические, психологические, биоме­ха­нические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения совре­менных технических устройств и приборов с использованием со­временных компьютеров и информационных технологий.

    Организация условий проведения исследования. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, плани­рование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д.

    Для успешного проведения педагогического эксперимента не­обходимы определенные условия: наличие спортив­ной базы (спортзал, бассейн, стадион), соответствующий ин­вентарь (гимнастические снаряды, мячи, лыжи, коньки и т.д.). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной дого­воренности экспериментатора с преподавателями или тренерами соответствующих организаций (ДЮСШ, средняя школа, ПТУ, вуз и т. п.), в которых может быть поставлен педагогический экс­перимент. Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента.

    Проведение исследования . На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

    В связи с тем, что педагогический эксперимент вклю­чает в себя как проведение учебных занятий, так и реги­страцию их эффективности, он всегда строится по сле­дующей схеме: начальное исследование – проведение занятий – промежуточное исследование – проведение занятий – конечное исследование.

    Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение показателей с помощью методов сбора текущей информации, а прове­дение занятий обеспечивает непосредственную реализа­цию намеченного учебно-воспитательного процесса (при­менение новых средств, методов и пр.).

    Временные интервалы между начальными, промежу­точными и конечными исследованиями крайне изменчи­вы и зависят от многих причин (задач и методов иссле­дования, реальных условий организации эксперимента и т.д.).

    Исследование проводится на основе общей программы эксперимента, программ ве­дения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений.

    В программе указывают содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставлять­ся и измеряться; какой будет установлен порядок измерения по­казателей, их регистрации; какие при этом будут применяться тех­ника, инструментарий и другие средства; кто будет выполнять работу и какую).

    Обработка результатов исследо­вания . Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабаты­вать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

    В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

    И для ручной, и для компьютерной обработки в исходную сводную таблицу чаще всего заносят начальные данные. В последнее время преимущественной формой математико-статистической обработки стала компьютерная, поэтому в таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в фор­ме десятичного числа, т.е. предварительно пересчитать минуты в деся­тичные доли часа, секунды – в десятичные доли минуты, количество меся­цев – в десятичную долю года и т. д. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых компьютерных программ накладывает свои ограничения.

    Математическая обработка данных. Для определения способов математико-статистической обработки, прежде всего, необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Для параметров, имеющих нормальное распределение или близкое к нормальному, можно использовать методы параметрической статистики, которые во многих случаях являются более мощными, чем методы непараметрической статистики. Достоинством последних является то, что они позволяют проверять статистические гипотезы независимо от формы распределения.

    Важнейшими статистическими характеристиками являются:

    а) средняя арифметическая

    б) среднее квадратическое отклонение

    в) коэффициент вариации

    Ориентируясь на эти характеристики нормального распределения, можно оценить степень близости к нему рассматриваемого распределения.

    Одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных является оценка достоверности различий между двумя или более рядами значений. В математической статистике существует ряд способов для ее решения. Компьютерный вариант обработки данных стал в настоящее время наи­более распространенным. Во многих прикладных статистических програм­мах есть процедуры оценки различий между параметрами одной выборки или разных выборок. При полностью компьютеризованной обработке материала нетрудно в нужный момент использовать соответствующую процедуру и оценить интересующие различия.

    Формулирование выводов . Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержатель­ные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуж­дающиеся в доказательствах.

    Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

    Оформление работы . Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное