Домой Вакцины Игра фразеологизмы наши их значения ваши. Фразеологическая игра материал по русскому языку (7 класс) на тему. Бежит как угорелый

Игра фразеологизмы наши их значения ваши. Фразеологическая игра материал по русскому языку (7 класс) на тему. Бежит как угорелый

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов»

Тема: Игры с фразеологизмами (4 класс)

Цели

    Повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова.

    Привлечь внимание школьников к изучению и употреблению в речи фразеологизмов.

    Развитие письменной и устной речи учащихся

    Обогатить фразеологический запас учащихся.

Формируемые УУД: предметные – способствовать умению опознавать фразеологические обороты, объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов, формировать умение вычленять из устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно применять в речи фразеологические обороты; личностные -способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности; Регулятивные – осуществляют пошаговый кон­троль действий; Познавательные –работать со словарями, способствовать развитию умения аргументировать, Коммуникативные – задавать вопросы; формулировать выводы; организовывать инициативное сотрудничество, совершенствовать навыки работы в группе

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение), ролевая игра (инсценирование), частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности : классно-коллективная, групповая

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фразеологические словари

Ход занятия

1. Введение в тему занятия (2 ученика вбегают после звонка в класс)

Почему вы опоздали на урок?

Ученица: Светлана Александровна, Егор бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс, а он руками машет.

А я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Егор, все как об стенку горох. Садись оба на свои места.

2. определение темы занятия, постановка задач

Ребята, вы догадались, какова будет тема нашего занятия?

А что такое фразеологизмы? – Что вы о них знаете?

Какие задачи поставим на сегодняшнее занятие?

Для сегодняшнего занятия нам нужно разделиться на команды. Для этого каждый из шапки – помощницы вытащит цветной кружок.

(учащиеся разбиваются на команды по цветам: синий, красный, желтый сектор)

Ну что, команды готовы? Тогда всем удачи и в путь!

Мы с вами проведем несколько туров – игр с фразеологизмами, а в конце занятия – узнаем самую внимательную и знающую команду.

3. Проведение игры - соревнования

1 тур «Перевертыши»

Восстановите фразеологизмы и дайте им объяснение.

- отклеить под глазами -зарубить на носу

- правильно-красиво - шиворот-навыворот

-за секунду на столовой вилке - в час по чайной ложке

- с камнем, с палкой - ни пуха, ни пера

- ногой забрать - рукой подать

- собака насмеялась - кот наплакал

2 тур «Что бы это значило» - Отгадать фразеологизм по рисункам - презентация

3 тур «Замена»

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

4 тур «Допиши словечко»

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать... востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь... очки (розовые, темные)

С... нос (голубиный, гулькин)

Делать из... слона (комара, мухи)

Не в своей... (чашке, тарелке)

5 тур «Найди антонимы»

Как называются слова с противоположными значениями?

Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:

кот наплакал; хоть иголки собирай;

слова не вытянешь; куры не клюют;

хоть глаз выколи; рта не закрывают;

по чайной ложке; на ночь глядя;

чуть свет; не покладая рук;

повесить нос; воспрянуть духом;

сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;

душа в душу; единым духом.

(у каждой команды цветной мелок, соответствующий цвету команды)

Давайте подсчитаем правильные ответы

Какие фразеологизмы у вас вызвали затруднение?

Физминутка

Фразеологизмы дружат с разными частями нашего тела. Вспомни-покажи-расскажи.

(глаз)

Хлопать глазами,

Открыть глаза.

Глазом не моргнуть.

(нос)

Задирать нос.

Водить за нос. Клевать носом

(руки)

Умываю руки,

Взять себя в руки. Сидеть, сложа руки.

(ноги)

Встать с левой ноги,

Идти в ногу,

Одна нога здесь, другая там.

6 тур «Что они означают?»

Гроша ломаного не стоит.

Семи пядей во лбу.

Львиная доля.

Смотреть сквозь пальцы.

Обвести вокруг пальца.

Значение всех фразеологизмов вам не понятно?

Обратитесь к «Школьному фразеологическому словарю русского языка» и найдите значения перечисленных фразеологизмов.

Ответы: Гроша ломаного не стоит – никуда не годится

Семи пядей во лбу – очень умный, способный

Львиная доля – огромная часть

Смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать

Обвести вокруг пальца – ловко обмануть, перехитрить

7 тур «Самые внимательные» (у каждой команды листок в текстом)

Ваша задача - отыскать устойчивые сочетания в рассказе «Попались на удочку»

Пригласил нас как-то сын лесника к себе, за грибами, говорит: «Сходим. Поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь».

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья! Потом он мне покою не давал: «Пойдем! говорит. Он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел!» Не знаю, каких собак он съел. А мы на удочку попались! Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Уехал,- говорят, -к тетке.»

-Он же нас рыбу приглашал ловить. Охотиться.

-Вот пустомеля! -возмутился дед.-Все время кому-нибудь голову морочит.

У братишки слезы в 3 ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

-Ничего, идемте со мной,- успокоил нас дед.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. И уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать.

8 тур «Мы знаем лучше всех»

Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

-об очень большой тесноте в помещении,

-о полной тишине,

-об удачливом счастливом человек,

-о том, к чему трудно придраться,

-о забывчивости, плохой памяти,

-очень быстро бежать,

-проливной дождь,

-все видно ясно,

9 тур «Угадай профессию»

Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.

Стричь под одну гребенку. - Парикмахер.

На живую нитку. - Портной,

Сложить оружие. - Военный.

Брать на прицел. - Охотник.

Закидывать удочку. - Рыбак.

В час по чайной ложке. - Врач.

Играть первую скрипку. - Музыкант.

Открывать Америку. - Путешественник.

Ждать у моря погоды. - Рыбак.

Попасть в ловушку. - Охотник.

Закусить удила. - Конюх.

Сгущать краски. - Художник.

Ход конем. - Шахматист.

С больной головы на здоровую. - Врач.

Клевать носом. - Охотник.

10 тур «Пантомима»

Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Надо правильно назвать его. (работа в группах)

Сесть в галошу.

Водить за нос.

Дело в шляпе.

Льет как из ведра.

Связать руки.

Намылить шею.

Лить крокодиловы слезы.

Реветь в три ручья.

Тянуть за уши.

4. Подведение итогов. Рефлексия

Напишите фразеологический оборот на звездочке, если работу оцениваете положительно (На все сто первый сорт, не ударил в грязь лицом, не покладая рук, засучив рукава )
- на тучке, если вы частично или полностью недовольны работой на занятии: (через пень колоду, спустя рукава, не ахти как, витал в облаках, как сонная муха, сложа руки бил баклуши, клевал носом )

Сегодня на занятии самой знающей и внимательной командой оказалась … .На втором месте … - В следующий раз постараться нужно …

Но вы сегодня все молодцы. Спасибо на работу.

Вести

1. Syn: направлять, руководить, управлять, возглавлять (команду и т.п.), править, организовывать (процесс)

Ant: подчиняться

2. Syn: провести, проводить (работу), осуществлять

Фразеологический словарь русского языка

Вести

Вести двойную игру - двурушничать

Вести начало - происходить от кого-либо, чего-либо

Вести силком - вести против воли кого-либо

И бровью (или ухом, носом и т. п.) не вести - не обращать никакого внимания

Фразеологический словарь (Волкова)

Вести

Вести себя хорошо, дурно и т. п. - быть хорошего, дурного и т. п. поведения.

Слушайся маму, веди себя хорошо .

Вести свой род от кого - считать себя потомком кого-н.

Мы (гуси) свой знатный род ведем от тех гусей, к-рым некогда был должен им спасеньем . Крылов.

Вести свою линию - делать по-своему, поступать согласно своим принципам.

Удивительная, прямо удивительная женщина . Как она ведет свою линию! Короленко.

Вести (свое) начало от кого-чего (книжн. ) - начинаться с чего-н., происходить от кого- чего-н.

Материализм ведет свое начало от греч. философии .

И ухом не вести (не повести) (разг. ) - не обращать (не обратить) никакого внимания.

А Мишенька и ухом не ведет... в берлогу теплую забрался . Крылов.

Словарь Ефремовой

Вести

  1. несов. перех. и неперех.
    1. перех. Идя рядом с кем-л., направлять движение; помогать кому-л. или заставлять кого-л. идти.
    2. :
      1. перех. Идти во главе, быть предводителем войска, отряда и т.п.; руководить движением кого-л., чего-л.
      2. Направлять чью-л. деятельность, руководить кем-л., чем-л.
      3. перен. неперех. Быть впереди, опережать по результатам игры, выраженным цифрами, какую-л. команду.
    3. перен. перех. Быть чьим-л. учителем, воспитателем, лечащим врачом и т.п.
    4. :
      1. Иметь какое-л. направление, служить путем куда-л.
      2. перен. Влечь за собою, иметь что-л. своим следствием, завершением.
    5. неперех. Двигать чем-л., перемещать что-л. по поверхности в определенном направлении.
    6. перех. Проводить, прокладывать что-л. в определенном направлении; строить, сооружать что-л. протяженное, длинное.
    7. перех. Управлять движением автомобиля, судна, самолета и т.п.
    8. :
      1. перех. Заниматься чем-л., выполнять, совершать, осуществлять что-л. (обычно в сочетании с вин. пад. существительного).
      2. Считать свой род идущим от определенных лиц или с определенного времени; считать себя потомками кого-л.
    9. :
      1. безл. разг.-сниж. перех. Коробить (о дереве, деревянных изделиях).
      2. перен. Корчить, сводить.

Словарь Ожегова

ВЕСТИ , веду, ведёшь; вёл, вела; ведший; ведя; ведомый; несов.

1. кого (что). Помогать идти, сопровождать идущего. В. больного под руку.

2. кого-что. Идти во главе, возглавлять кого-чтон. В. войска в бой. В. за собой молодёжь.

3. что. Управлять движением транспортного средства. В. поезд. В. автомашину. В. трамвай.

4. что. Прокладывать в определённом направлении. В. шоссе на юг. В. телеграфную линию через лес.

5. чем. Двигать чемн. в какомн. направлении. В. смычком по струнам. В. пальцем по строчкам. И бровью не ведёт ктон. (не выражает ни малейшего удивления, остаётся равнодушен; разг.).

6. (1 и 2 л. не употр.). Иметь то или иное направление, служить путём кудан. Лестница ведёт на крышу. Дорога ведёт в село.

7. (1 и 2 л. не употр.), перен., к чему. Иметь чтон. своим следствием, завершением. Эксперимент ведёт к важным обобщениям. Ложь к добру не ведёт.

8. что. Производить, осуществлять, делать чтон. (в соответствии со знач. следующего далее существительного). В. войну. В. переписку. В. следствие. В. огонь (стрелять).

9. что. Руководить кем-чемн., осуществлять наблюдение за кем-чемн. В. хозяйство. В. кружок. В. больного после операции. В. ученика. В. собрание (председательствовать).

Вести себя как, каким образом поступать какимн. образом, иметь то или иное поведение, манеры. Вести себя по-джентльменски (джентльменом, как джентльмен).

Вести дело (речь) к чему делая (говоря) чтон., преследовать какуюн. цель.

| сущ. ведение, я, ср. (ко 2, 3, 4, 5, 8 и 9 знач.). В порядке ведения (собрания, заседания: по ходу, в связи с прохождением собрания, заседания).

Словарь Ушакова

Вести

вести и (прост. ) весть, веду, ведёшь, прош. вр. вёл, вела; ведший, несовер. (срн. ).

1. кого-что. Помогая итти, направлять движение кого-нибудь. Вести больного.

| Итти с кем-нибудь, сопровождать кого-нибудь, показывая дорогу. Вести слепого. Вести кого-нибудь по незнакомой местности.

| Принуждать итти вместе, насильно тащить за собой. «Друзей с собой на плаху весть.» Пушкин . Вести арестованного в тюрьму. Вести медведя на цепи.

2. кого-что. Итти во главе кого-чего-нибудь, предводительствовать кем-чем-нибудь (воен. книж. ). Вести войско на приступ, в бой.

| что. *****

3. чем по чему. Двигать чем-нибудь по какой-нибудь поверхности в каком-нибудь направлении. Вести пальцем по карте. Вести смычком по струне.

4. без доп. Служить дорогой куда-нибудь, простираться в каком-нибудь направлении, иметь направление куда-нибудь. «Все дороги ведут в Рим.» (посл. ) Лестница ведет на чердак. Тропинка ведет к реке. Куда ведет эта дорого.?

| перен. , к чему . Иметь последствием, влечь за собой. Шалости к добру не ведут. Алкоголизм ведет к вырождению.

| перен. , к чему . Клонить к чему-нибудь, иметь в виду что-нибудь, намекать на что-нибудь (разг. фам. ). К чему вы ведете, никак не пойму.

5. что. В сочетании с вин. сущ. , означающего действие, образует одинаковую основу с этим сущ. Вести войну (воевать). Вести переписку (переписываться). Вести разговор (разговаривать). Вести подкоп (подкапываться). Вести жизнь праздную, веселую и т.п. (жить праздно, весело и т.п. ). Вести дружбу (дружить).

6. что (в немногих выражениях). Руководить, заведывать, иметь в своем ведении. Вести дом. Вести хозяйство. Вести книги (бухгалтерские).

7. безл. , что . Коробить (прост. ). От сырости доску ведет.

Игры по теме «Фразеологизмы»

Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насе комых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, крокодиловы слёзы, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий ле бедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом, мрут как мухи красный как рак, как собак нерезаных и т. п.

Замени фразеологизмом

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голову; тесно - яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; опытный - стреляный воробей; мокрый - ни одной сухой нитки; молчать - держать язык за зубами; хвалить - возносить до небес; обманывать - водить вокруг пальца; бить - намять бока; исчезать - рассеиваться как дым, мало – кот наплакал, много – куры не клюют, худой – кожа да кости, далеко – за тридевять земель и т. п.

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологиче ские обороты.

Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёл ся.

Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два! и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.

Географические названия

Учитель засекает время (2-3 мин.). Нужно подобрать как можно больше фразеологиче ских оборотов, в которых встречаются топони мы.

Москва не сразу строилась; Москва слезам н е верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам, китайская стена, язык до Киева доведёт...

Имена собственные

Учитель засекает время (2-3 мин.). За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встре чаются имена собственные.

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерёму; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как Сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата...

Кто больше

В этой игре побеждает тот, кто назовёт как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.

Один на один, в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слёзы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырёх стенах, меж двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперёд, семь пятниц на неделе, согнуться в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трёх соснах...

Закончи фразеологизм

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

Дрожит...(как осиновый лист), катается... (как сыр в масле), выводить... (на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить...(как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть... (сложа руки), знать... (как свои пять пальцев).

Угадай профессию

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, ни сучка ни задоринки и т. д.

Эта игра развивает человека, заставляет с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляет знание родного языка. Она требует находчивости, дает простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА, 7 класс

ХОД ЗАНЯТИЯ

Нет слова, которое было бы так замашисто,

Бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так

Бы кипело и животрепетало, как метко сказанное

Русское слово.

Н.В.Гоголь

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в слова. Такие игры развивают человека, заставляют с непривычной точки зрения взглянуть на знакомые вещи, углубляют знание родного языка. Они требуют находчивости, дают простор чувству юмора. Ведь как говорил Н.В.Гоголь: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Вот и мы с вами попробуем замашисто, бойко, кипуче и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение В. Суслова «Как работает слово».

(чтение стихотворения учащимся)

Как работает слово

Бывает частенько, что слово - одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»!

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки - сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал.

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет -

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую... Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».

Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?

(об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках... Встречаемся мы с ними и читая наши любимые книжки.

Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...

А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного здесь в буквальном смысле.

Получается? Мы сейчас попросим наших художников помочь нам в этом.

(Просмотр слайдов: 1. Сесть в калошу (потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении)

2. Лить крокодиловы слезы (лицемерить, притворяться).

3. На козе не подъедешь (не подступишься, не договоришься).

4. Нужен как собаке пятая нога (лишний).

5. Греть уши (подслушивать).

6. Нашли общий язык (подружиться, хорошо понимать друг друга).

Нелепо? Смешно? Конечно!

Что же произошло с привычными и понятными до сих пор для нас словами? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них всех смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое часто называют еще устойчивым сочетанием.

Сегодня вместе с нашими знатоками русского языка проверим, как мы можем ориентироваться в огромном море фразеологизмов. Признали мы их знатоками не с бухты-барахты. Участвуя в игре-конкурсе «Ваш звездный час!», они докажут нам, что с фразеологизмами они уже на короткую ногу и в этом деле собаку съели, покажут нам веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.

2.Представление команд, их капитанов.

А на чьей улице будет сегодня праздник, узнаем попозже. Болельщикам мы предлагаем также разбиться на две команды. Бить баклуши вам будет некогда, мы с вами будем зарабатывать очки в пользу команд, за которые вы будете болеть. Договорились? По рукам!

Итак, не откладывая дело в долгий ящик, представляю командам и их болельщикам тех, в чьих руках находится сегодня их судьба. Скажу сразу: члены жюри тоже не лыком шиты, этих и вокруг пальца не обведешь, и лапши на уши им не навешаешь, и на мякине их не проведешь! (представление жюри)

ХОД ИГРЫ

1 тур «Кто есть кто».

Ну вот. Все представлены, что делать будем – ясно. Можно бы и начинать игру. Но, мне кажется, чего-то не хватает.

Чего, как вы думаете?

Конечно. У нас играют команды, а это-коллектив – единое целое. Значит у них должно быть название.

Вот мы и предложили в первом туре командам выбрать название для своей команды (это обязательно должен быть фразеологизм) и объяснить свой выбор (название команды написано на табличке).

Фразеологические обороты, которые являются предметом сегодняшнего разговора, -это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.

За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

1команда 2команда

1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)

2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости(худой)

3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)

4.заячья душа (трус) 4.в двух словах (коротко)

5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)

6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)

7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)

8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)

9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)

10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)

11. играть первую скрипку(быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно)

12. стреляный воробей(опытный чел.) 12. бросать слова на ветер(говорить зря)

13. делать из мухи слона(преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно)

14. избушка на курьих ножках(старое что-то) 14. одна нога здесь, другая там (быстро)

15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо)

16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).

3 тур «Найди синонимы».

Вы заметили, что многие фразеологизмы обозначают одно и то же: во все лопатки, во весь дух, сломя голову, со всех ног – быстро.

Как называется такое явление в русском языке?

(синонимия).

Ваша задача : определить, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы и определить значение этих групп.

1 команда

1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул.

4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии.

8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.10. Рвать и метать.

11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.

2 команда

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках.

5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить.

8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.

4 тур «Найди антонимы».

Слова с одинаковым значением называются синонимами, а как называются слова с противоположным значением?

Правильно. Как вы думаете, есть ли фразеологизмы – антонимы в русском языке? Да, есть. А знают ли их наши знатоки, мы сейчас проверим.

Игра с болельщиками во время 3 и 4 туров:

Пока суд да дело, дорогие наши болельщики, скажите-ка, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках, и как к этому относится ваш любимый учитель?

Ходите на головах;

Грызете гранит науки;

Тянете кота за хвост;

Жуете мочалку;

Режете без ножа учителя;

Играете в бирюльки;

Гоняете лодыря;

- и ухом не ведете;

Лезете из кожи вон.

А учитель в это время:

Выжимает слезу;

Рвет и мечет;

Кусает локти;

На седьмом небе;

Смотрит сквозь пальцы;

И в ус не дует;

Заводит волынку;

Заливается соловьем;

Обещает намылить голову.

5 тур «Кто быстрее».

В русском языке тьма – тьмущая не только фразеологизмов – синонимов, антонимов, но и оборотов, имеющих общее слово. Ну хотя бы «рука», «голова», «нос», «глаз» и т.д. Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.

Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом (существительным):

1 команда – слово « глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)

2 команда – слово «язык» (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).

Болельщики подбирают со словом «ухо» (держать ухо востро, пропускать между ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке).

6 тур «Кто больше».

Вы заметили, что мы постоянно что-то сегодня считаем: за одну минуту произносим значения фразеологизмов, пишем пять оборотов с общим словом и т.д. А знакомы ли наши знатоки с числительными в составе фразеологизмов? Сейчас проверим.

За установленное время (2 минуты) записать фразеологизмы, в состав которых входят числительные.

А так как некоторые болельщики больше ворон считают, то естественным для них будет за это же время вспомнить фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы.

(волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода).

7 тур «Почувствуй и скажи».

Но жизнь человека состоит не только из чисел (даже если они благородно включены в обороты), слов «дальше», «быстрей», «больше».На то мы и люди, что в отличие от машин умеем чувствовать: любить, ненавидеть, радоваться и печалиться.

Как вы думаете, можем ли мы выражать свои чувства фразеологизмами?

Вспомним по одному фразеологическому выражению, обозначающему настроение, состояние души, чувства , которые испытывал, как пить дать, каждый из нас:

Страх – душа ушла в пятки,

Печаль – повесил голову,

Обида – губы надул,

8 тур «Почему мы так говорим».

Да, ну и заварили мы кашу.

А что означает выражение «заварить кашу»?

(затевать какое-нибудь хлопотное или неприятное дело)

А у нас какое дело? Конечно, хлопотное. Сколько потов сойдет, пока разберешься, в чем суть да дело.

А вот история происхождения фразеологизма «заварить кашу». Основными блюдами русской национальной старинной кухни были: щи, каша, квас и кисель. Каша была обязательным блюдом на свадебном пиру, так как символизировала собой плодородие. Заварить кашу означало раньше на Руси устроить свадебный пир. А свадьба, как известно, дело хлопотное и непростое. От этих каш- свадебных пиров, в которых участвовало много людей, и возникло выражение «заварить кашу».

Задание командам

Выяснить происхождение фразеологизмов.

1-я команда

«ахиллесова пята»; «играть на нервах»;

2-я команда

«ариаднина нить»; «во всю ивановскую».

Ариаднина нить

Эти крылатые слова - из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек, полубык). С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта - жилища Минотавра - при помощи клубка ниток. Переносное значение: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Ахиллесова пята

Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение?

Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунула Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.

В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Во всю ивановскую

Во всю ивановскую значит « что есть мочи, изо всех сил».

История этого выражения такова. Очень давно, в XVI- XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царевы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Играть на нервах

Расстроенные нервы, натянутые нервы, слабая струна, играть на нервах... Немало выражений, касающихся нервов, имеют «музыкальный» уклон: играть, расстроенные, натянутые... Это объясняется происхождением слова нерв. Еще в глубокой древности люди, играли на музыкальных инструментах. Струна по латыни- «нервус». Позже врачи узнали о существовании в организме нервов. Нервы похожи на струны, римляне их так и назвали. А привычные выражения, связанные с музыкальными струнами, стала применять и по отношению к нервам. Выражение играть на нервах равнозначно «намеренно раздражать, нервировать кого-либо».

Для болельщиков: попробуйте вспомнить крылатые выражения, фразеологизмы из литературных произведений. Тут вам может во многом помочь И.А.Крылов, да и греческие мифы не забывайте.

9 тур «Ты мне – я тебе».

Я тут подумала: что это все я да я спрашиваю. Пусть теперь ребята побывают в роли ведущего.

Каждая команда показывает инсценировку фразеологизма. Соперникам необходимо узнать, какой оборот был обыгран.

10 тур «Гонка за лидером».

Пора подвести предварительные итоги, дабы определить, какая из команд будет начинать следующий тур. (Жюри сообщает баллы, заработанные игроками.)

Закончите фразеологизмы.

  1. Не взирая... (на лица) 1. Два сапога... (пара).

2. Буря в... (в стакане). 2. Топтаться на...(месте).

3. Кусать...(локти). 3. Не мудрствуя...(лукаво).

4. Волчий...(аппетит). 4. Как две капли... (похожи).

5. Черепашьим...(шагом). 5. От корки... (до корки).

6. За семь верст...(киселя хлебать). 6. Ждать у...(моря погоды).

7. Принять за чистую...(монету). 7. Овчинка... (выделки не стоит).

8. Проще пареной...(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).

9. Не в бровь... (а в глаз). 9. Сулить золотые...(горы).

11. Плакать в...(жилетку). 11. Кисейная…(барышня).

12. Еле-еле душа...(в теле). 12. Рог... (изобилия).

13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка).

Имеющий уши да... услышит все то, что мы сегодня говорили.

Имеющий память да… запомнит все то, что услышал сегодня.

11 тур «Конкурс капитанов».

Пока команда участвует в 9 туре, капитаны должны, используя фразеологизмы, сказать: чем же занималась его команда на этой игре.

III. Подведение итогов.

IY. Заключительное слово учителя.

Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами и фразеологизмами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари (показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова».

Фразеологический словарь содержит самые разные по происхождению обороты и всегда поясняет это происхождение. Здесь мы встретим и исконно русские выражения: «расправлять крылья», «сматывать удочки», выражения, заимствованные из старославянского языка - «беречь как зеницу ока», из Библии - «притча во языцех», и являющиеся переводом иноязычных устойчивых выражений - «рыцарь без страха и упрека».

Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.

1 команда

3. И бровью не шевельнул. 4. И в ус не дует.

5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии. 8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.

10. Рвать и метать. 11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.

2 команда

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака.

4. Горит в руках. 5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава.

7. Палец о палец не ударить. 8. В поте лица.

9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.

3 тур «Найди синонимы»

1 команда

1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления.

3. Метать громы и молнии. 4. Под горячую руку.

5. Рвать и метать. 6. Устроить сцену.

1. И бровью не шевельнул. 2. И в ус не дует.

3. Как с гуся вода. 4. Махнуть рукой.

5. Ноль внимания. 6. Хоть трава не расти.

2 команда

1. Бить баклуши. 2. Валять дурака.

3. Палец о палец не ударить. 4. Плевать в потолок

1. Брать быка за рога. 2. Горит в руках. 3. Не покладая рук.

4. Засучив рукава. 5. В поте лица. 6. Своротить гору.

4 тур «Найди антонимы».

К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:

1. В двух шагах - за тридевять земель.

2. Взять себя в руки – выйти из себя.

3. Засучив рукава – спустя рукава.

4. Пасть духом – воспрянуть духом.

5. Хоть пруд пруди – кот наплакал.

6. Чесать языком – держать язык за зубами.

7 тур «Почувствуй и скажи».

Радость – быть на седьмом небе,

Страх – душа ушла в пятки,

Печаль – повесил голову,

Обида – губы надул,

Стыд – готов сквозь землю провалиться

Плохое настроение – встать не с той ноги,

Испуг – мурашки забегали, мороз по коже пробежал,

Тревога – кошки на душе скребут,

Негодование – дойти до белого каления.

4 тур «Найди антонимы».

К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:

1. В двух шагах -

2. Взять себя в руки –

3. Засучив рукава –

4. Пасть духом –

5. Хоть пруд пруди –

6. Чесать языком –

4 тур «Найди антонимы».

К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:

1. В двух шагах -

2. Взять себя в руки –

3. Засучив рукава –

4. Пасть духом –

5. Хоть пруд пруди –

6. Чесать языком –

7 тур «Почувствуй и скажи».

Радость –

Страх –

Печаль –

Обида –

Стыд –

Плохое настроение –

Испуг -

Тревога –

Негодование –

7 тур «Почувствуй и скажи».

Радость –

Страх -

Печаль –

Обида –

Стыд –

Плохое настроение –

Испуг –

Тревога –

Негодование –

Ходите на головах;

Грызете гранит науки;

Тянете кота за хвост;

Жуете мочалку;

Режете без ножа учителя;

Играете в бирюльки;

Гоняете лодыря;

- и ухом не ведете;

Рассказываете бабушкины сказки;

Лезете из кожи вон.

Выжимает слезу;

Рвет и мечет;

Кусает локти;

На седьмом небе;

Смотрит сквозь пальцы;

И в ус не дует;

Заводит волынку;

Заливается соловьем;

Грозит угостить березовой кашей;

Обещает намылить голову.


Новое на сайте

>

Самое популярное