Домой Речь Развитие диалогической речи дошкольников. Обучение чтению. Стихи-диалоги, рассказы-диалоги - прошу помощи Игры для развития речевого общения

Развитие диалогической речи дошкольников. Обучение чтению. Стихи-диалоги, рассказы-диалоги - прошу помощи Игры для развития речевого общения

Оксана Калинина
Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог . Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи .

В начале работы, наблюдая за детьми своей группы, отметила их недостаточную речевую деятельность, неумение большей части малышей строить диалог , вести не стимулированную беседу. Учитывая результаты наблюдения, и исходя из актуальности развития диалогической речи для дошкольников , я поставила перед собой цель - развить у детей диалогическую речь и научить их пользоваться ею как формой общения .

Опираясь на утверждения исследователей (В. И. Яшина, А. А. Павлова и др., что диалогу нужно учить , свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей .

Прежде всего, на начальном этапе для развития диалогической речи у детей в группе была создана предметно-развивающая среда , в которой представлены игры, способствующие развитию речи , предметные и сюжетные картинки, альбомы различной тематики.

На мой взгляд, немаловажным фактором развития диалогической речи в детском саду является разговор и беседа воспитателя с детьми. Поэтому зачастую сама являюсь инициатором интересных разговоров, использую любой повод, чтобы вступить в общение с детьми. Для разговоров с детьми я использую все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяется задачами воспитания и зависит от возрастных особенностей детей .

Особую роль в развитии диалогической речи отвожу художественной литературе. После прочтения литературного произведения я привлекаю внимание детей к диалогам героев , пересказываем или инсценируем их, тем самым ребята не только учатся выстраивать диалог , но и заимствуют различные формы общения для практического применения.

Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения.

Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаю как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность малышей. Даю детям задания, ставящие их в ситуации, побуждающие вступать в диалог .

Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений. Даю детям поручения обратиться к сверстнику или взрослому и что-либо попросить, спросить или узнать, и всегда хвалю их за правильно выстроенный диалог .

Чтобы обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик , знакомлю их с этикетом через обыгрывание сюжетов, инсценирование и др., при этом обучаю, как правильно вести диалог .

Особое внимание я уделяю составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5 вопросов – заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке, чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой (летом и т. д.) . После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Второй вариант - один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей , является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствует усвоению разнообразия этих высказываний. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям с ОНР освоить не только форму диалога , но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений . Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей , но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре , тем выше уровень игрового творчества детей .

Тематика игр оказывается самой разнообразной : она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей . Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески» . Воспитатель может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то педагог, проявляя внимание и заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные)

Игры с мячом : «Закончи предложение» (воспитатель, бросая ребенку мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра.. .. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч педагогу», «Мяч передавай – цифру (время года, день недели) называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам, которые называет воспитатель : высокий - низкий, широкий - узкий, «Мяч поймай цвет фрукта (форму , вкус) называй».

Дидактические игры - лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания : твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы : яблоко – какой формы ? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может быть низким. «Чудесный мешочек» , «Найди пару» - данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (односложные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов, «Закрытая книга» (взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем просит детей : сделай то же самое, что делает девочка и т. д., «Телефон» , «Сказочный зверь» ,

«расскажу – не расскажу» .

Игры парами («Я знаю…» , «Отгадай предмет, который я загадала» , «Закончи предложение» , «Съедобное - несъедобное» и др., в которых :

Закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией , полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи , звуковой культуры речи и т . д.);

Дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

Сначала дети овладевают правилами общения в играх : соблюдение очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста» .

Вывод :

В результате проделанной работы добилась умения детей участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы воспитателя, правильно задавать их. Диалог детей стал более насыщенным прилагательными, существительными и разными новыми словами. Теперь ребятам самим хочется задавать вопросы и узнавать много нового и интересного. У них есть интерес и желание общаться, используя диалог . В ходе бесед у детей наблюдается эмоциональный подъем, в котором они, пытаясь переговорить друг друга, рассказывают мне – что интересного с ними происходило.

Моя работа с ребятами находится в начале пути, но очень хочется научить детей полноценно общаться , используя речь, проявлять самостоятельность в высказываниях, свободу в выражении своих мыслей и чувств.

Список используемой литературы :

1. Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности. Дошкольная педагогика № 10 2014 г. стр. 26

2. Игра как фактор развития диалога . Дошкольное воспитание № 5 2007 г., стр. 9

3. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста . Дошкольное воспитание № 3 2007 стр. 114

4. Н. А. Песняева «Учебный диалог – желаемое или действительное?» М. 2008

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 255»

ВЕСЁЛЫЕ ДИАЛОГИ

для развития связной (диалогической)

речи детей с 2 до 7 лет

Разработали: учителя – логопеды

Семирунная Е.Б.

Хабарова Е.А.Рудак Е.П.

Давыдова Н.В.

Новокузнецкий городской округ, 2015

Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольников.

Дидактическое пособие предназначено для развития диалогической речи, интонационной выразительности и творческого воображения дошкольников. Может быть использовано как в работе с детьми , имеющими речевую патологию, так и с их нормально развивающимися сверстниками. Взрослым, занимающимся с ребёнком, даны методические рекомендации. Пособие может быть с успехом использовано в театрализованной деятельности.

Адресовано педагогам ДОУ и учреждений дошкольного образования, а также родителям дошкольников.

Одно и приоритетных направлений деятельности учреждения - это речевое развитие дошкольников, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией . Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации.

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих.

Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений : слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.

Разучивание диалогов – это только один из видов работы по развитию диалогической речи, который позволяет сделать речь детей живой и яркой, интонационно выразительной. Именно литературное произведение является тем самым клише, которое позволяет грамматически правильно оформлять

самостоятельное речевое высказывание в соответствии с нормами языка.

При заучивании наизусть диалогов, прежде всего, необходимо вызвать у детей эмоциональное отношение к изображаемому, добиться полноценного восприятия художественного текста. Большая роль в этом принадлежит педагогу, его предварительной подготовке к проведению данной работы. Очень важно выразительно преподнести детям художественный текст. Выразительное чтение активно воздействует на детей, вызывает разнообразные ассоциации по сходству или, наоборот, по контрасту в зависимости от того, что дети слушают и на чём делается акцент в чтении взрослого. Далее необходимо выделить сюжетно-логические смысловые части в тексте и определить их задачи . С этой целью поводятся разнообразные беседы, которые дают возможность обратиться к личному опыту ребёнка, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений и наблюдений.

Разобрав диалог, проанализировав его в пределах доступного детям, педагог читает повторно (возможно, два раза). После чего предлагает прочитать детям, кто запомнил. Обращает внимание на выразительность чтения, на его осмысленность и логичность.

Основная цель заучивания должна заключаться не в тренировке памяти детей, а в развитии образного художественного восприятия, осмысленного запоминания и, конечно же, развитии диалогических умений.

Психологи отмечают, что для заучивания требуется 8-10 повторений, но желательно это делать не на одном и том же занятии, а на нескольких.

«Хлеб всему голова»

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся - вкусный хлеб был. Говорит волк человеку:

Что мне делать, чтобы и у меня был всегда свой хлеб? Научи меня!

Ладно, согласился человек и начал учить волка.

Сперва надо вспахать землю…

А когда вспашешь, можно уже есть?

Еще нет. Надо рожь посеять.

А когда посеешь, можно уже есть?

Еще нет. Надо подождать, пока она вырастет.

А когда вырастет, можно уж есть?

Еще нет. Надо ее убрать.

А когда уберешь, можно уж есть?

Еще нет. Надо ее смолотить.

А когда смолотишь, можно уж есть?

Еще нет. Надо испечь хлеб.

А когда испечешь, можно есть?

«Все здесь»

Надя с бабушкой пошли в поле.

Колосьев в нём видимо-невидимо.

И все немного усатые. Надя спросила:

Бабушка, а что тут растёт?

Хлеб, внученька.

Хлеб? А булки где?

И булки здесь, внученька.

А баранки?

И баранки здесь!

А пряники?

И пряники здесь!

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

Я.Тайц
* * *

Кисонька-мурысонька,

Где была?

На мельнице.

Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна!

Не ешь одна!

Не ешь одна!


«Золотая рожь»

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

Е. Серова

«Осенняя ярмарка»

(овощи, фрукты)

Что кряхтите, мышки?

Тяжело тащить горо-о-ох!

Как нам быть, не знаем,

С этим урожаем!

Эй, синицы, налетайте!

Мышкам живо помогайте!

Как дела, мышата?

Плохо!


Нет теперь у нас гороха!

Нам синицы помогали -

Весь горошек поклевали!
***

Помидор на грядке

Делает зарядку;

Как здоровье, помидор?

Хорошо! В порядке!

Весь вспотел ты, не устал?

Да, устал, от зарядки красным стал.
***

Взгромоздился на забор.

Претворяется негодник,

Будто сам он огородник!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа:

Это глупо и нелепо!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец:

Безобразник! Сорванец!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец,

Устыдился, наконец,

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину!


- Заболел малютка ежик!

Доктор, что ему поможет?

Ваш поправится сынок.

А спасет его - чеснок!

Обожаю я свеколку, -

Говорит зайчонок волку,

Вот, попробуй, угощаю!

Будет вкусно, обещаю!

Свекла мне не по зубам!

Вот тебя я лучше - ам! -

Но в зубах злодея волка

Оказалась лишь свеколка!


- Ну-ка, девица редиска,

Полезай скорее в миску!

Здесь уже твои сестрички.

Видишь хвостики - косички?

Нет, я в миску не спешу,

Лучше в грядке посижу!

Знаю я, любезный лук,

Ты - мой добрый, верный друг.

Что ж глаза мне щиплешь так,

Будто ты не друг, а враг?

Уж такой я, потерпи.

Если любишь, то прости!
***

Прими, дорогая подружка,

Зелёный венок из петрушки!

Ещё приготовил тебе я

Чудесный букет сельдерея!

Спасибо! - корова сказала

И мигом подарок сжевала!


- Ты откуда, баклажан?

Прибыл я из тёплых стран

Гость наш холода боится.

Значит, буду жить в теплице!



- На вопрос ответь-ка :

Слаще хрена редька?

Не хочу я отвечать!

Сам попробуй - будешь знать!

Перец перцу говорит:

У тебя прекрасный вид!

Ты большой и гладкий!

Потому что сладкий!

Если был бы горький, злой,

То не вырос бы такой!


***

Круглый жёлтенький крепыш,

Ты кого боишься?

Мышь!


Каждый вечер прибегает,

За бочок меня кусает!

Репка, мы тебя спасём!

Ну - ка, мышка, марш в свой дом!

А можно ли нам, вишенка,

Твоих отведать вишенок?

Конечно, можно, детки!

Но не ломайте ветки!

- Нектарин на что похож?

На большую сливу.

И на персик. Ну, а всё ж,

Что это за диво?

Фрукт особый – кисло-сладкий.

Он пока для нас – загадка.

Приветствую, мои дорогие.

Начнем сегодня, пожалуй, с вопроса к вам. С чего можно начать развивать разговорную речь ребенка?

А ведь правда же! Ведь в начале своего пути словарный запас для свободного разговора вашего малыша находится на самом низком уровне - если не говорить, что его совсем нет. Да и «не свободно» поговорить тоже не всегда получается. Так какой же выход? А выход такой: диалоги для детей на английском.

Удивительно, но эта методика нашла отклик в сердцах как многих детишек, так и их родителей. Секрет здесь прост: вы можете читать или слушать простые диалоги - на первых порах я бы даже советовала мини-диалоги, - разбирать в них отдельные слова и фразы и рассказывать их. Читайте их с переводом, слушайте их в аудио и учитесь.

Если вы озабочены тем, как развить навык чтения на английском языке у своего ребенка, предлагаю вам пройти — он содержит в себе пошаговые уроки с картинками и аудио. Заходите и пробуйте — вам и вашему чаду понравится!

Сегодня я дам вам несколько различных вариантов, на различные темы и различной сложности.

Практика речи для дошкольного возраста отличается своей простотой и тематикой. Таким маленьким деткам проще всего запомнить то, что их окружает: цвета, животных, семью и т.д. Начнем, пожалуй, с диалогов «Приветствие» и «Знакомство». Например:

-Hi.(Hello/Good morning/Good afternoon/Good evening)
-Hi.
-What is your name?
-My name is Maria. And yours?
-My name is Diana.

-Привет . (Привет / Доброе утро / Добрый день / Добрый вечер )
-Здравствуй.
-Как тебя зовут?
-Меня зовут Мария. А тебя?
-Мое имя Диана.

Это самый простой вариант, с которого можно начать. Развить разговор дальше можно, например, вот таким образом:

-How old are you?
-I am five years old. And how old are you?
-I am six years old.

-Сколько тебе лет?
-Мне пять лет. А сколько тебе лет?
-Мне шесть лет.

-Do you speak English?
-Yes, I do. Do you speak English?
- Yes, I do.

-Ты говоришь по-английски?
-Да. А ты говоришь по-английски?
— Да.

А еще можно использовать такое дополнение:

-Where are you from?
-I am from Moscow. And you?
-I am from London.

-Откуда ты?
-Я Из Москвы. А ты?
-Я из Лондона.

Это то самое элементарное, что вы можете сделать со своим малышом уже сегодня.


А вот варианты, например, для 2 класса на тему семья:

-How many family members do you have?
-I have 4 family members. A mother, a father, me and my older sister. And you?
-I have a father, a mother. I do not have any sisters or brothers.
-This is my mother Tanya and this is my father Vadim. My sister is Olya. She goes to school already.
-My mother’s name is Alina, my father’s name is Nikita.

-Сколько вас в семье?
-Нас четверо . Мама , папа, я и моя старшая сестра . А сколько вас?
-У Меня есть мама , папа. Я не имею ни сестер, ни братьев .
-Это моя мама Таня а это мой папа Вадим . Моя сестра Оля . Она уже ходит в школу .
Имя моей мамы Алина , имя моего папы Никита .

Для учеников 3 класса можно соединить диалог и игру «I can see something blue… ». Например:

-I can see something red…
-It’s an apple. It’s a towel. It’s a shoe.
-I can see something green…
-It’s a flower. It’s a coat.
-I can see something yellow…
-It’s a ball.

-Я могу видеть что-то красное ...
-Это яблоко. Это полотенце . Это ботинок .
-Я могу видеть что-то зеленое ...
-Это цветок . Это пальто .
-Я могу видеть что-то желтое ...
-Это мяч .

Разговоры про животных помогут быстро выучить нужную лексику.

-Do you have a pet?
-Yes, I have a rat. His name is Bonny. Do you have a pet?
-I already have two dogs and a fish.
-What are their names?
-My dogs" names are Dilly and Tisha, and my fish is called Loopy.

-У тебя есть домашнее животное?
-У меня есть крыска . Его зовут Бонни . У тебя есть домашнее животное?
-У меня уже есть две собаки и рыбка .
-Как их зовут?
Имена моих собак Дилли и Тиша , а мою рыбку зовут Лупи .

Хороший вариант тематики - это хобби. Например:

-Do you like football?
-Yes, I do. My favorite football team is Barcelona. And you?
-I do not. I like basketball and tennis. What about reading?
-I like reading. I read several books per week. And do you like reading?
-I do not. I like watching films. My favorite films are “Harry Potter” and “Star Wars”.

-Тебе нравится футбол?
-Да. Мой любимая футбольная команда Барселона . А тебе?
-Мне нет. Я люблю баскетбол и теннис. Как насчет чтения ?
-Мне нравится читать. Я читаю несколько книг в неделю . А ты любишь читать?
-Я нет. Я люблю смотреть фильмы . Мои любимые фильмы « Гарри Поттер» и « Звездные войны».

В дополнение к предыдущему можно добавить следующее:

-How did you spend your summer?
-We went to the sea. The town was beautiful and the sea was very warm. And you?
-I was in the village with my grandparents. We played football with my brother and swam in the lake.

-Как ты провел лето?
-Мы ездили к морю . Город красивый , и море очень теплое . А ты?
-Я был в деревне с бабушкой и дедушкой . Мы играли в футбол с моим братом и плавали в озере .

Для учеников 5 класса, у которых уже есть хорошая лексическая база, можно соединить все эти диалоги, и один за одним раскрывать все эти темы: приветствие, знакомство, семья, животные, хобби и т.д.

Что я хочу сказать напоследок, мои дорогие, так это то, что с помощью таких мини-разговоров ваши малыши быстро могут выучить новые слова, а также избавиться от страха разговоров. Могу дать вам несколько советов:

  • не пытайтесь сразу охватить что-то большое и сложное - идите маленькими шагами к своей большой цели.
  • будьте уверены, что ваш ребенок знаком со всеми словами, когда вы что-то проговариваете. Выученные наизусть слова, смысл которых так и остается неизвестным, не принесут абсолютно никакой пользы .
  • комбинируйте использование такого метода с какой-нибудь игрой, чтобы малыш естественным образом запоминал лексику.

Всем-всем ребятам и их родителям рекомендую пройти вот такой курс от Lingualeo «Для самых маленьких » . Этот онлайн курс — в игровой и очень приятной форме — увлечет вашего ребенка и заставит его просить вас «А я хочу еще поиграть в английский» . Моей дочке он до сих пор нравится)), хотя мы его приобретали уже приличное время назад.

Вот и все, мои дорогие. Надеюсь, что эти материалы помогут вам в изучении языка. Более того, еще больше материалов вы можете получить, подписавшись на рассылку моего блога. Совершенствуйте свой английский с моей помощью каждый день.

Учебно-методическое пособие

Развитие диалогической речи детей с ОНР
на основе театрализованной деятельности

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №73
Красносельского района Санкт-Петербурга

Содержание

Введение

Задачи развития диалогической речи детей.

Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам.

Практический материал.

Литература.

Введение

Проблема развития диалогической речи детей является одной из актуальных в логопедической практике, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Диалог - это основная форма общения дошкольников. Диалог требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы; слушать свою речь; вносить изменения и поправки.

В свете компетентного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы подвижных и словесных игр с диалогами, инсценировки фольклора и специально подобранных стихотворений, игр-драматизаций.

Театрализованные представления, несущие в себе огромные воспитательные возможности, пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние постановок на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, и т.д.

Диалог персонажей в фольклорной миниатюре, в стихотворении, в инсценировке ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем. Во время подготовки детей к игре-драматизации идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Используемое в театрализованной деятельности словесное русское народное творчество, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

По мнению Г.М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов, потешек, народного фольклора (чтение по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. А Ю.А. Вакуленко отмечает, что игра-драматизация - является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации.

Велико и воспитательное значение игр-драматизаций. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство игр-драматизаций строится на материале сказок. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.

Задачи развития диалогической речи детей

Научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Активизировать речевую деятельность.

Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения.

Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

Совершенствовать эмоциональную, выразительную речь.

Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Приобщать детей к литературным произведениям, то есть содействовать не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

Развивать речевые умения: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.

Этапы развития диалогических умений.

I Этап. «Актерская техника»

Цель.

Помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности; осознать необходимость работы над ролью.

Вести себя «на сцене» непринужденно; уметь передавать сущность своего персонажа.

Помочь овладеть средствами образной выразительности:

  1. Интонацией - детям предлагается произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопросительно, с удивлением, весело, грустно, со страхом и т.д.). Необходимо добиваться выразительности и естественности речи.

Для формирования интонационной выразительности речи используются специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи я ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Работая над интонацией, проговариваем коротенькие диалоги:

Говорит попугай попугаю: «Я тебя сейчас попугаю!»

Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай».

Дети проговаривают диалог - весело с лукавством, затем устрашающе, затем грустно и т.д.

  1. Позами - использую игры « Море волнуется»; «Зеркало», «Обезьянки»…

Затем детям предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (лису, медведя, кошечку, тряпичную куклу…). Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ легко узнаваемым.

3. Жестами - дети получают сценические задания: показать жестом состояние или ощущения - радостно, грустно, удивительно, больно, горячо, холодно…

4. Мимикой - дети стараются передавать мимикой свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие. Задания: покажи выражением лица удивление, радость, умиление, грусть,…

5. Пантомимикой - учимся сочетать пластические позы, жесты, мимику.

" Походка сказочных героев"

Устраивается подиум. Воспитатель называет персонаж, ребенок на подиуме демонстрирует походку этого животного или героя (идущего медведя, прыгающую лягушку, испуганного зайца, дедушку, старушку, Красную Шапочку и т.д.).

II Этап. «Фольклорные миниатюры и потешки»

Цель.

Обогатить речевой опыт детей различными формами инициативных и ответных диалогических реплик.

Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Приучить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы диалога.

Чтение стихов по ролям - один из методов подобного плана. Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

Ты пирог съел? - Я медведя поймал!

Нет, не я! - Так веди сюда.

А вкусный был? - Не идет.

Очень. - Так сам иди.

Да он меня не пускает.

III Этап. «Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами»

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

Подвижная игра «Лиски» /белорусская народная игра/.

Играющие по считалке выбирают лиса - ведущего и, построившись в круг 10 - 20 метров, кладут возле себя лисят (лиской может быть любой предмет: кубик, мячик, игрушка). Лис подходит к одному из играющих и говорит:

Где был? - В лесу.

Кого поймал? - Лиску.

Верни лиску мою. - За так не отдаю.

За что отдашь - скажи сам. - Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лисенка становится тот, кто займет свободное место в круге, лисом - игрок который остался.

Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Непритязательна по содержанию игра «Садовник», но она дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, умение вступить в игровой диалог в свою очередь.

Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог:

Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. - «Сообщает» водящий.

Ой! - реагирует игрок, услышав название своего цветка.

Что с тобой? - спрашивает водящий, «продолжая» разговор.

Влюблен! - отвечает «георгин».

В кого? - удивляется садовник.

В астру, - сообщает «георгин».

Ой! - реагирует «астра», и игра повторяется.

IV Этап. «Инсценировка прозаических литературных произведений»

Цель.

Развивать эмоционально насыщенную речь, память, воображение, мышление. Учить детей следовать выбранной для себя роли, проявляя творчество и выполняя последовательность действий.

Воспитывать волю и учиться преодолевать застенчивость. Способствовать появлению уверенности в себе.

Познакомить с широким кругом литературных произведений, помогая понять идею литературного произведения.

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки - это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Литературные произведения для детей с ОНР не должны быть объемными: « Дома ль кум-воробей» (русская народная потешка); « Как Дед Мороз парад принимал»; «Сорока и заяц», «Сорока и медведь» и другие произведения Н. Сладкова и т. д.

Литературные произведения и игры для диалогов и инсценировок в старшей группе

Лексическая тема

Фрукты. Ягоды.

«Бабушкин садик» (С.Георгиев)

Овощи. Осень.

«Подберезовик», «Мы с тобой шли?..»

Одежда. Обувь.

Игры для развития пантомимики «Игра в шляпу»,

«Еж и мышка»

«Перчатки»

Игрушки.

«Ленивые куклы» /Я. Ким/

Домашние животные

«Кисонька», «Солнышко на память»,

П/и «Кот»(жмурки)

Дикие животные

«Разговор лягушек», «Еж и заяц»,

П/и «Заяц месяц»

Зима. Новый год.

«Медведь» /Г. Виеру/

«Елочка»

Транспорт. Город.

Игры для развития пантомимики «Походка сказочных героев»

Посуда

Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»

Моя семья

«Куда, Фома, едешь…»

Продукты питания

«Лягушкины покупки» /В.Орлов/

Части тела

«Уши» /Э. Машковская/

Птицы

«Урок дружбы» /М. Пляцковский /,

П/и «Коршун»

Дикие животные

Игры для развития пантомимики «Дискотека для животных»

«Зайка», «Лис и мышонок»,

П/и «Змея»

Насекомые

«Мотылек» /Л. Модзалевский/, «Сверчок»

«Три бабочки» (немецкая народная сказка).

Литературные произведения и игры для диалогов и инсценировок

в подготовительной к школе группе.

Лексическая тема

Литературные произведения и игры

Во саду ли, в огороде

Игры для развития пантомимики «Спор овощей»

Лес. Грибы, Ягоды

«Опята». «Война грибов»

Домашние птицы

«Курочка - Рябушка». «Цыпленок и утенок»

«Как поросенок говорить научился» (Л Пантелеев)

Перелетные птицы

П/и «Птицы»

Осенний дом моделей

«Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)

Домашние животные

«Хозяйка и кот» /В. Левановский/

П/и «Кошка и мышка»

В. Сутеев «Кто сказал Мяу?»

Зима. Новый год.

«Как Дед Мороз парад принимал»

Дикие животные наших лесов.

«Волк и лиса», «Лисица и еж», «Еж и мышка»

П/и «Серый волк»

Зимующие птицы

«Сорока и заяц» /Н. Сладков/, «Снегирек» /Ю. Капотов/

Животные жарких стран

«Длинная шея» /по М. Пляцковскому/

Весна

«Весна» /О. Высотская//

Птицы

«Сорока и медведь» /по Н. Сладкову/

П/и «Коршун»

Насекомые

«Паучок и пчела»

К. Чуковский «Муха-цокотуха»

К. Ушинский «Божья Коровка»

Практический материал

Игры и упражнения на развитие мимики и пантомимики.

"Игра в шляпу"

Игра начинается с примеривания маминой или папиной шляпы. Надев ее, девочка (мальчик) «превращается» в барышню (в папу, дедушку, дядю...), меняет и демонстрирует походку, манеры.

«Дискотека для животных»

Животные решили повеселиться (медведь, волк, заяц, жираф, обезьяна....) Дискотека в разгаре: медведь идёт медленно переваливаясь; заяц скачет, прижав, лапки перед собой; лиса плавно передвигается, жестами показывая свой хвост, обезьяна кривляется, пингвин важно покачивается, держа выпрямленные руки за спиной и т. д. Словом, все зависит от воображения.

Звучит веселая музыка. Роль животного ребенок выбирает сам.

«Пантомима»

Вызывают двух играющих. Дети становятся лицом к зрителям, но друг друга видеть не должны (разделить их можно ширмой).

Играющие одновременно движениями, мимикой изображают то, что предлагаем им воспитатель. Дети-зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно, например, предложить играющим изобразить:

Испуганного зайчика;

Веселого клоуна;

Человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз и т.д.

Дети бывают очень изобретательными и непосредственными в таких играх.

Игра «Зеркало»

Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.

«Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко.

Как ступает мягко кошка. /Идут на цыпочках/

Еле слышно / Топ - топ - топ/

Хвостик вниз. /Оп - оп - оп/.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно. /Прыгают/.

Скок, да скок, ещё подскок,

А потом мяукнет: «Мяу!

Я в свой домик убегаю!» /Бегут на месте/

«Веселые мартышки»

/Дети изображают то, о чем говорят/

Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу язычки покажем!

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки, хвостик.

Шире рот откроем, гримасы состроим.

Как скажу я громко «три», все с гримасами замри!

Раз, два, три! /Дети строят рожицы/.

Фольклорные миниатюры, потешки, стихи.

Где ты, брат Иван? - Уж как сладки гусиные лапки!

В горнице. - А ты едал?

А что делаешь? - Нет, не едал,

Помогаю Петру. - А мой дядя видал,

А Петр что делает? Как наш барин едал.

Да на печи лежит.

Куда, Фома едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить.

На что тебе сено? - Коровок кормить.

На что тебе коровки? - Молоко доить.

А зачем молоко? - Ребяток кормить.

Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла.

Где кони? - За ворота ушли.

Где ворота? - Огонь сжёг.

Где огонь? - Вода залила.

Где вода? - Быки выпили.

Где быки? - За гору ушли.

Где гора? - Черви выточили.

Где черви? - Утки склевали.

"Хозяйка и кот" В. Левановский/ "Разговор лягушек"

Почему ты черен, кот?

Лазал ночью в дымоход. - Кума, ты к нам?

Почему сейчас ты бел? - К вам, к вам. К воде скачу, ловить хочу.

Из горшка сметану ел. - А кого, кого, кума?

Почему ты серым стал? - Рака, карпа и сома.

Меня пес в пыли валял. - Как поймаешь, дашь ли нам?

Как какого же ты цвета? - Как не дать, конечно, дам.

Я и сам не знаю это.

"Кто чей"

Чей ты, чей, лесной ручей? - Ничей!

Но откуда ж ты, ручей? - Из ключей.

Ну, а чьи же те ключи? - Ничьи.

Чья березка у ручья? - Ничья.

А ты, девочка - лапушка? - Я мамина, папина, бабушкина.

«Зайка»

Зайка, зайка, белый хвост, где ты был? - Косил овес

Где овес? - Журавль склевал.

Где журавль? - Медведь прогнал.

Где медведь? - Сидит в ловушке.

Где ловушка? - На горушке.

Где горушка? - Вечерком смыло в Каму ручейком.

«Весна» «Медведь» /Г.Виеру/

Ну, весна, как дела? - Ты куда идешь, медведь?

У меня уборка. - В город елку посмотреть.

Для чего тебе метла? - А зачем тебе она?

Снег смести с пригорка. - Новый год встречать пора.

Для чего тебе ручьи? - Где поставишь ты её?

Мусор смыть с дорожек. - В дом возьму к себе в жилье.

Для чего тебе лучи? - Что ж не вырубить в лесу?

Для уборки тоже. - Жалко, лучше принесу.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами.

Подвижная игра «Гуси-лебеди» , обучающая детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси.

На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

Гуси - гуси! - Га - га - га.

Есть хотите? - Да - да - да.

Гуси - лебеди! Домой? Серый волк под горой!

Что он там делает? - Рябчиков щиплет.

Ну летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий ии быстрый гусь становится волком.

Подвижная игра «Коршун», обучающая детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.

Ведущий - Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог:

Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.

Коршун, что делаешь? - Ямочку рою.

Зачем ямочка? - Денежку ищу.

Зачем тебе денежка? - Иголку купить.

Зачем тебе иголка? - Мешочек сшить.

Зачем мешочек? - Камешки класть.

Зачем камешки? - В твоих детей шуркать - буркать.

За что? - Они ко мне в огород лазят.

Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их.!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра заканчивается, когда

Литература

Базикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  2. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001.
  3. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. - М., Академия, 1999.
  4. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной - М.: «Педагогика», 1974.
  5. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. - №4
  6. Интернет ресурсы.



КИСОНЬКА - МУРЫСОНЬКА

    Кисонька - мурысонька,

ты где была?

    На мельнице.

    Кисонька - мурысонька,

что там делала?

    Муку молола .

    Кисонька - мурысонька,

что из муки пекла?

    Прянички.

    Кисонька - мурысонька,

с кем прянички ела?

    Одна.

    Не ешь одна, не ешь одна.

САПОЖНИК

Польская песенка

в обработке Б. Заходера

Был сапожник?

- Был!

Шил сапожки?

- Шил!

Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

ВОРОБЕЙ

А. Тараскин

Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.


ПИРОЖОК

- Мы с тобой шли?

Шли.

Пирожок нашли?


- Нашли.

Я тебе его дал?

Дал.

Ты его взял?

Взял.

А где же он?

Кто?

Пирожок.

Какой еще пирожок?

ХОЗЯЙКА И КОТ

В. Левановский

Почему ты черен, кот?

Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану съел.

Почему ты серым стал?


- Меня пес в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

ЗАЯЦ

Г. Сапгир

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.



ОБНОВКА

    Кто купил в горошек ситец?

    Папа - вот кто.

    Сшила что за мастерица?

    Мама - вот кто.

    Кто и обновку нарядился?

    Маша - вот кто.

МЕДВЕДЬ

Г. Виеру

- Ты куда идешь, медведь?

В город елку присмотреть.

А зачем тебе она?

Новый год встречать пора.

Где поставишь ты ее?

В дом возьму к себе, в жилье.

Что ж не вырубил в лесу?

Жалко, лучше принесу.



Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

Отчего не поскакать? Поскачу!

Лапкой, зайка, постучи-постучи!

Отчего не постучать? Постучу!

Ты на травку упади-упади!

Отчего же не упасть - упаду.

Полежи и отдохни-отдохни!

Если надо отдохнуть - отдохну.

ЁЖ

Лидия Орлова
- Очень, ёж,

Ты хорош! Жаль, что в руки Не возьмешь... - Не возьмешь, Ну и что ж! Без иголок Я не ёж!


Маленькая девочка, Скажи, где ты была? - Была у старой бабушки На том конце села. - Что ты пила у бабушки? - Пила с вареньем чай. - Что ты сказала бабушке? - Спасибо и прощай.


МАШИНА

Ты чего стоишь, машина?

Би-би-би, спустилась шина,

Умоляю, выручайте,

поскорее накачайте.


- Где же яблоко, Андрюша? - Яблоко? Давно я скушал. - Ты не мыл его, похоже. - Я с него очистил кожу. - Молодец ты стал какой! - Я давно уже такой. - А куда очистки дел? - Ах... очистки... тоже съел.


- Котятки, котятки,

малые ребятки!

А кто у вас больший?

А кто у вас меньший?

- Мы все подрастем,

за мышами пойдем.

Один дедушка-кот

будет дома сидеть

Да на печке лежать -

нас с добром поджидать.

Гуси, гуси! – Га-га-га – Есть хотите? – Да-да-да! – Ну летите! – Нет-нет-нет! Серый волк под горой, Зубы точит, Съесть нас хочет! - Ну, летите, как хотите - Только крылья берегите.


КОШКА

Г. Сапгир.

Кошка, как тебя зовут?
- Мяу.
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу.
- Мяу, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в приятели – щенка?

Фррр.

ТЕЛЕФОН

К. Чуковский

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.



Ладушки, ладушки, Где были? – У бабушки! – Что ели? – Кашку! – Что пили? – Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька

ЗОРЬКА

В. Степанов

Зорька, Зорька, где была?

За горой.

Зорька, Зорька, где гора? - За рекой.

Зорька, Зорька, где река?
- За мостком.


- Зорька, Зорька, где мосток?

За леском.

Зорька, Зорька, ты была далеко.
Что хозяйке принесла?

Молоко. Мууууууууу.

Чешская народная песенка «РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК»

перевод С. Маршака


- Кума, ты к нам?

К вам, к вам, к вам, к вам!

К воде скачу, ловить хочу.

Кого, кого, кума?

Рака, карпа и сома.

Как поймаешь, дашь ли нам?

Как не дать? Конечно, дам!


ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ

В.Орлов

Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому, что снег и лёд -

Не малина и не мёд!

Новое на сайте

>

Самое популярное